Кейсы

Перезапуск адаптации: как автоматизировать нетипичный процесс? Кейс «585*Золотой»

Лариса Пантелеева, Юлия Волкова, 585 Золотой

  • Особенности адаптации сотрудников розницы федеральной сети. Как выстроили систему и трек обучения
  • Кто участвует в адаптации. Роли, которые нужно учесть
  • Опыт реализации: как автоматизировать нетипичный процесс с помощью Websoft HCM
  • Сложности, которые необходимо было решить
  • Планы поавтоматизации обучения

Смотреть запись вебинара

Адаптационное обучение было, и давно — компании больше 24 лет. Почему решили менять процесс, как-то его перестраивать? Мы хотели сделать его максимально эффективным, потому что от адаптации сотрудников во многом зависит, как быстро новички в компании смогут выйти на нужные результаты и останутся ли они вообще в компании. В текущей ситуации на рынке мы готовы бороться за каждого.

Что было в «Дано» в самом начале? Более 10 000 сотрудников, работаем более чем в 280 городах, это около 1000 объектов. Наша целевая история — 3 основные должности линейного персонала: продавцы-консультанты, товароведы в ломбардной деятельности и торгующие товароведы.

С чем столкнулись?

Мы провели аудит, и в результате выявили 3 основные проблемы:
1. Сложная программа обучения для новичков без опыта. Узкая специфика работников розничных магазинов требует высокой экспертизы. Новичкам нужно освоить действительно большой объем знаний и навыков. Мы проводили опросы и исследования, наблюдали и разговаривали. Наше предположение подтвердилось — усвоить все в сжатые сроки адаптации нереально. Это нужно было менять.

2. Процессом сложно управлять. Отслеживать эффективность каждого этапа, вовремя реагировать и мгновенно при этом влиять на ситуацию — сложно. А если мы говорим про федеральную розничную сеть на 10 000 сотрудников — это очень сложно. Когда мы только приступили, адаптация была автоматизирована следующим образом:

  • Сотруднику тремя траншами назначалось определенное обучение в виде курсов.
  • При этом, чтобы отслеживать общую динамику прохождения программы, отставание новичка от программы, какие-то образовательные результаты, нам нужно было выгружать очень большой массив данных, обрабатывать и сводить данные вручную.
  • Закрепление наставника за новичками, результаты работы самого наставника — это все мы контролировали вручную.

Из-за такого объема мы точно не видели всю картину. Нужно было выстроить систему, в которой каждый шаг для каждого сотрудника, задействованного в этом процессе, понятен: понятно, что нужно делать, к какому результату все идет, как отследить эти результаты.

3. Ограничения в доступности. Наши сотрудники проходили обучение преимущественно на рабочих местах, на компьютерах, которые установлены в ломбардах и магазинах (и там же осуществляются основные бизнес-операции). Компьютер может быть занят, новичка могут просить подождать. Это для наших потребностей и задач совершенно не подходило. Новичкам нужно иметь возможность быстро, здесь и сейчас, обратиться к нужному материалу и иметь к нему постоянный и легкий доступ.

Решение: проектирование нового процесса

Мы выделили три основных вектора, по которым и работают сейчас группы методологии и разработки системы.
  1. Учиться должно быть легко и интересно
  2. Процесс обучения понятен, прозрачен и управляем
  3. Знания в быстром и легком доступе

Что сделали?
  • Сформировали новую структуру профессионального обучения, выделили три этапа в течение первого года.
  • Составили профили профессиональных компетенций
  • Оставили только нужное: составили матрицу знаний и навыков с распределением по этапам обучения и по категориям «must have / nice to have»
  • Разделили задачи для online (передача знаний) и offline (формирование навыка)
  • Процесс адаптации сгруппировали и выделили три основных блока: назначение треков адаптационного обучения, прохождение стажировки, экзамен и завершение адаптации
  • Выстроили трек адаптации по дням
  • Выстроили пути пользователей, определили роли и необходимый функционал в системе для всех участников
  • Адаптировали портал и контент для мобильной версии

Новый контент: легкая подача, ориентация на практику
Мы полностью пересмотрели контент и изменили подачу материала.

1) Online-курсы начали делать в новых форматах (видео, слайды, упражнения).

Добавили:
  • Примеры реальных ситуаций
  • Симуляторы
  • Практические задания

2) Offline: организовали работу наставников. Выстроили параллельные треки для наставника и новичка: для каждой задачи новичка есть своя задача у наставника.

Добавили:
  • Задачи на проверку знаний — расписали их по каждому блоку
  • Мастер-классы
  • Ролевые игры
  • Отработка практики

Таким образом, сделали обучение понятным и для новичков, и для наставников: теперь ясно, что и когда каждому нужно делать.

3) Мотивируем наставников:
Мы подготовили мотивационный ролик, который распространяем по нашим внутренним информационным каналам. Проработали новую систему материального стимулирования. Думаем сейчас над дополнительным рейтингом в профессиональном конкурсе либо о дополнительных баллах, которые будут учитываться в профессиональном конкурсе.

4) Собираем обратную связь:
Мы смотрим образовательные результаты наших новичков и обратную связь, которую дают новички по работе наставника.

Кто участвует в адаптации?

Роли, которые необходимо учесть:
  • Новичок
  • Руководитель
  • Наставник
  • Вышестоящий руководитель
  • HR
  • Наставник-эксперт
  • Руководитель функционального направления
  • 585*Университет

Опыт реализации
У нас нетипичный трек: для каждой задачи стажера есть параллельная задача наставника, есть нетипичные роли в процессе, и нужно было как-то все это собрать воедино. Поначалу нам показалось нереальным сделать все это своими силами, и мы решили обратиться к подрядчикам. Составили подробное ТЗ, нам рассчитали примерные сроки и стоимость.

Но мы остановились: если выберем этот путь, нам потом будет очень сложно самостоятельно управлять процессом. А это для нас было критически важно — мы планировали делать треки для других должностей, да и в текущем могли случиться корректировки. Мы не могли позволить себе во всем зависеть от подрядчиков.

Решили пробовать делать сами. Разбили весь процесс на маленькие подзадачи и стартовали.

Адаптация состоит из трех этапов (назначение трека, прохождение и завершение), расскажем подробнее о каждом.

1. Назначение трека
Система:
  • Подгружает базы новичков
  • Генерирует и отправляет логины-пароли
  • Назначает трек новичку. У стажера появляется в личном кабинете доступ к разделу «Адаптация»
  • Отправляет уведомление руководителю о необходимости выбрать наставника
  • Назначает трек наставнику, подгружает задачи наставника
  • Отправляет уведомление наставнику о том, что теперь у него есть стажер. В личном кабинете наставника появляется доступ к разделу «Мои стажеры»
2. Прохождение стажировки
  • Сотрудник проходит обучение, выполняет задания
  • Наставник выполняет задания контролирует прохождение трека новичком: проверяет прохождение курсов, проверяет знания, проводит мастер-класс / демонстрацию, отрабатывает практику с новичком
  • Руководитель осуществляет промежуточный контроль
  • Система: проверяет сроки прохождения задач, информирует об остановке выполнения действий:
- 10 дней менее 20% - руководитель
- 15 дней менее 50% - Вышестоящий руководитель
- 21 день менее 70% - Руководитель подразделения (филиала) + HR

3. Экзамен и завершение адаптационного обучения
— Когда новичок закрыл 90% своих задач, вышестоящему руководителю приходит уведомление, что ему нужно запланировать визит на объект, потому что экзамен принимается именно там.

— Когда новичок завершил на 100% все свои задачи, у вышестоящего руководителя появляется возможность назначить сотруднику тест и заполнить чек-лист по итогам ролевой игры.

— На объекте вышестоящий руководитель назначает тестирование и принимает его, проводит ролевую игру и заполняет чек-лист.

— Система обрабатывает результат. Если не набран проходной балл, то на следующий день можно повторно провести тест и заполнить чек-лист.

По результатам вышестоящий руководитель либо назначает пересдачу, либо завершает стажировку.

— Сотрудник заполняет опрос по тому, как у него прошла адаптация и по работе с наставником.

Чуть подробнее о страницах и функциональности для каждого участника

Страница стажера
Новичок видит свою текущую задачу, свои задачи на сегодня, наставника и собственный прогресс.

Если новичок выполнил менее 80% задач на день, задачи следующего дня ему не назначаются.

Невыполненные задачи переносятся со статусом «Просрочен», все последующие задачи сдвигаются на один день. Это сделано для того, чтобы у сотрудника не было «снежного кома» по активностям. Реализовали это с помощью агента, который каждый день мониторит процент выполненных за день задач и при необходимости сдвигает трек.

Страница наставника
Наставник видит всех своих стажеров, у него их может быть несколько.
Он может провалиться в карточку сотрудника, и здесь он уже увидит свои задачи конкретно по этому человеку. На каждую задачу стажера есть параллельная задача наставника. Например, если у сотрудника стоит задача пройти welcome-курс, то у наставника будет задача проверить прохождение этого курса.

К задачам приложены памятки, там есть вопросы, которые нужно задать стажеру и примерно возможные ответы. Так мы упрощаем наставнику его работу.

Наставник на странице своего стажера может посмотреть его прогресс и задачи.

Страница руководителя
На странице руководителя отображаются все сотрудники на адаптации. Если наставник не выбран, то красным подсвечивается напоминание.

Руководитель видит общую информацию, количество просроченных задач, прогресс и задачи стажеров. Также у руководителя есть возможность отправить запрос на отмену адаптации.

Страница вышестоящего руководителя
Здесь та же функциональность, что и у непосредственного руководителя, но дополнительно есть возможность назначить тестирование, заполнить чек-лист и в самом конце завершить адаптацию. Эти кнопки появляются не сразу — только когда сотрудник выполнил свои задачи. Кроме того, вышестоящий руководитель может отменить адаптацию или перенести сроки.

Сложности, которые необходимо было решить
Контент к треку адаптации — это был один из главных вызовов для нас. Контента очень много. Большое количество времени заняли пересмотр и подготовка материалов.

У нас есть должности, у которых не один наставник, а два, и за выбор этих наставников отвечают разные руководители. Для таких случаев нам пришлось трек делить на еще большее количество частей.

Эти и еще некоторые технические трудности мы устранили до пилота.

Когда мы запустили проект на всех сотрудников, естественно, у нас появились новые задачи.

Кейс 1
Есть сотрудники, которым нужно назначить адаптацию, но в момент назначения мы еще не знаем, какой будет их должность.

Решение. Мы добавили руководителю дополнительный блок, где он может сам выбрать должность, у уже в зависимости от этого назначается нужный трек.

Кейс 2
Есть сотрудники, которые пришли в компанию, прошли стажировку, поработали несколько месяцев и уволились, а потом через какое-то время вернулись. Система автоматически снова назначает им трек, но в этом уже нет необходимости.

Решение. Для таких случаев мы реализовали возможность отмены адаптации. Непосредственный руководитель может отправить запрос, в котором прописывает причину отмены, а вышестоящий руководитель получает уведомление и на портале может отменить адаптацию.

Кейс 3
Иногда стажер по уважительной причине трек не проходит.

Решение. Мы настроили возможность перенести сроки адаптации. Вышестоящий руководитель может заполнить форму и указать причину и сдвинуть трек на определенное количество дней.

В качестве заключения: планы по автоматизации обучения
  • Адаптационное обучение других должностей
  • Автоматизация следующих после адаптации этапов обучения профессии
  • Ежегодная оценка уровня знаний и назначение необходимых тем в соответствии с зонами развития
  • Настройка геймификации обучения
  • Доработка портала: адаптация под мобильную версию