·

Е-learning – сравнительно новый вид образования для России, поэтому провайдеры в поиске: идет отработка оптимальных методологий дистанционного обучения, чтобы сделать его максимально эффективным. Этот формат становится все более удобным вариантом для тех, кто желает получить качественные знания и сэкономить ресурсы.

Дистанционное обучение - это:
- широкая география: возможность получить качественное образование в любом регионе страны; компании могут проводить централизованную подготовку сотрудников во всех филиалах одновременно;
- оперативность: быстрое обновление учебных материалов позволяет использовать самую свежую информацию, появившуюся на рынке, а также реагировать на запросы со стороны аудитории;
- непрерывность, индивидуальный подход: учебный процесс происходит без отрыва от работы, семьи и проч.; для каждого слушателя может быть организована персональная программа.

Специфика

E-learning во многом отличается от обычных форматов обучения, очного или заочного, и имеет как очевидные плюсы (образование без отрыва от работы), так и минусы (отсутствие непосредственного контакта с преподавателем и группой). Distance требует особенного подхода к организации учебного процесса. При разработке программ необходимо использовать традиционные привычные для слушателей форматы, считает Максим Иванов, ведущий специалист учебно-методического отдела Открытого университета бизнеса и технологий. "Лекции, семинары, тренинги, практические и контрольные задания обязательно должны быть представлены в e-learning. Лекцию можно записать на видео, и она будет понятна и доступна для студентов. Иллюстрации полезно выполнять в виде флэш-анимации, несложные практические задачи моделировать с помощью офисных программ. В то же время, найти адекватное интернет-решение для отображения сложных процессов из сферы экономики, финансов, логистики достаточно непросто. Это трудоемкий процесс, требующий привлечения больших интеллектуальных, финансовых и технических ресурсов, что повышает стоимость обучения в несколько раз", - рассказывает он.

Три кита

Главный принцип, который позволяет сделать дистанционное образование эффективным - системность, считает Виктор Орехов, начальник отдела маркетинга Международного института менеджмента ЛИНК. "Здесь важно все: современные учебные материалы и тщательно отработанная технология, преподаватели, которые могут "завести" студентов на активный образовательный процесс, и система стандартов качества, а также брэнд учебного заведения", - рассказывает он.

Необходимо четко выстроить процесс подготовки и организации обучения, проведение аттестации знаний и навыков, считает Руслан Смелянский, генеральный директор компании REDCENTER. "Эти шаги должны быть логически связаны с другими мероприятиями по управлению персоналом. Система дистанционного обучения должна обеспечивать выработку практических навыков и легко интегрироваться в корпоративную информационную систему компании", - подчеркивает он.

Интернет- и телекоммуникационные технологии дают возможность гибко и быстро проводить любые изменения в структуре и содержании курсов в соответствии с запросами и пожеланиями студентов. На начальном этапе создание серьезной учебно-методической и материальной базы требует больших финансовых затрат, замечает Валерий Галактионов, ректор Русского института управления. "Прежде всего, необходим специально подготовленный преподавательский корпус. Он должен не только уметь пользоваться компьютером и интернетом, но и быть настроенным работать со студентами в режиме distant, - рассказывает он. - Ведущий занятий становится тьютором, не только консультирующим студента по своим дисциплинам, но помогающим ориентироваться в учебном процессе". В ходе тьюториала он помогает лучше усвоить материал и получить навыки, полезные и необходимые для работы. Ну а за консультациями слушатели могут обращаться к преподавателю в любое время.

Учебники

Основной источник получения информации - это материалы, которые студент получает в начале каждого курса. Каким должен быть хороший электронный учебник? От него требуется, в первую очередь, полнота изложения предмета, доступность изложения и, наконец, соответствие государственным образовательным стандартам. "Прежде всего, он должен быть визуально интересным, что достигается большим числом графиков, таблиц, схем, рисунков, анимации. Процесс создания и совершенствования учебников идет непрерывно, что позволяет предоставлять самые свежие знания, реагировать на любые изменения во всех областях науки и техники", - уверена Элла Минасян, заместитель директора по учебно-методической работе Института магистерской подготовки МЭСИ.

Легкий доступ к этим материалам в любое время суток из любой географической точки с помощью компьютера в интернет-кафе, мобильных телефонов, КПК - одно из главный требований e-learning. "Организатор обучения должен обеспечить слушателям возможность виртуального присутствия на занятиях, проводимых в Москве высокопрофессиональными преподавателями при помощи телекоммуникационных технологий. Также для студента важна возможность сдавать промежуточные экзамены на базах в регионах и качественная подготовка к защите диплома", - рассказывает Александр Романов, первый проректор Международной Академии Предпринимательства.

"Наличие качественных методических материалов во многом определяет эффективность обучения", - считает Руслан Смелянский. По его словам, учебный курс должен соответствовать единым международным стандартам SCORM или AICC, что обеспечивает уровень контента, нацеленного на задачи и нужды организации, проводящей подготовку персонала.

При грамотном построении учебного процесса сотрудники получают самые актуальные знания, отмечает Элла Минасян. "Со временем доля e-learning на рынке бизнес-образования увеличится, так как этот формат - один из самых перспективных. В то же время, он никогда полностью не заменит традиционных форм обучения. Отсутствие живого общения с преподавателем и коллегами является его существенным недостатком. Даже правильная организация обратной связи с помощью самых современных технологий не заменит дружеского общения, дискуссий, обмена профессиональным опытом", - уверена она.

Золотая середина

Формат e-learning наиболее эффективен в совокупности с очным обучением, считает Максим Иванов. "Вопрос только в том, какую долю оно должно составлять. Например, 100% лекций может проходить дистанционно, тем более что сделать это относительно нетрудно. А вот семинары, контрольные лучше проводить при непосредственном общении", - рассказывает он. Для разных дисциплин оптимальная доля очной компоненты различна, полагает Виктор Орехов. "Для бизнес-образования она может составлять 20%, для занятий иностранными языками - до 40%, а курсы в области it-технологий могут вообще ее не содержать. При этом формы занятий должны быть разнообразными. Хорошие дистанционные технологии включают 10 и более различных видов учебной деятельности: от групповых дискуссий и индивидуальных консультаций до самостоятельной работы и интернет-форумов", - рассказывает он.

Для российских граждан, прошедших обучение с использованием традиционных образовательных технологий, наиболее эффективен смешанный формат, отмечает Александр Романов. "Студенты получают электронные учебники, содержащие курсы лекций, списки литературы, тематические планы, контрольные вопросы и т. д. Базы, проводящие занятия, должны быть оборудованы всем необходимым, в том числе видео- и аудио связью с аудиториями головного вуза в Москве, где читаются лекции и проходят семинары. Штатные консультанты-преподаватели постоянно находятся на базах в регионах, а текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов и слушателей осуществляется через сайт организатора в автоматизированном режиме. Оценка уровня знаний проводится мгновенно, результат заносится в электронную зачетку студента", - рассказывает он.

Система контроля над процессом обучения должна быть жесткой, считает Валерий Галактионов. "Необходимо обеспечить ритмичность работы слушателя с учетом его индивидуального графика, а также обратную связь с помощью форумов, чатов, электронной почты, видеоконференций. Для повышения эффективности также необходимы специально подготовленные авторские коллективы, которые создают учебные курсы, тестовые задания, контрольные работы, практические ситуации, деловые игры, экзаменационные вопросы", - отмечает он.

Итак, чтобы обеспечить эффективность дистанционного обучения, необходимо, во-первых, подготовить высококвалифицированный преподавательский состав, способный работать со студентами в режиме e-learning. Во-вторых, обеспечить слушателя обновляемыми учебно-методическими пособиями, при этом курсы должны быть полными, интересными, легкими для восприятия. В-третьих, организовать обратную связь, возможность online дискуссий, консультаций с преподавателями и обмена информацией с коллегами-слушателями. Студент должен сам выбирать предметы, а также уровни сложности, глубину освоения дисциплин подобно тому, как это происходит при изучении иностранных языков. Дистанционный формат перспективен и способен обеспечить неограниченные возможности для получения современных знаний.

Источник: Элитный персонал