Управление знаниями (Knowledge Management) является сложной задачей для многих компаний. Технологии играют ключевую роль при внедрение данного подхода. Именно они позволяют системе работать. Управление знаниями – это накопление и распределение их внутри организации. Внедрение КМ в организации очень часто наталкивается на сопротивление персонала, которое выражается в следующем: «Почему я должен делиться своими знаниями, над которыми я усердно работал, с компьютерной системой?».

Существует много причин, почему это происходит. Возможные проблемы всегда должны быть проработаны, прежде чем любая программа в области управления знаниями будет внедрена. Эти проблемы могут лежать в области технологий. Работники могут приходить в уныние от непонятной и неудобной в использовании системы. Помимо этого, работники не осознают важность наполнения корпоративной базы знаний. Сопротивление часто оказывается ввиду недостатка общения относительно базы знаний и недостатка доверия. Работник боится, что, поделившись однажды знаниями с компьютерной системой, он будут не востребован организацией в будущем.

Таким образом, практика разработки, инсталляции и внедрения системы управления знаниями сталкивается с двумя основными проблемами: как правильно настроить систему под людей и заставить их оставлять там свои знания. Все это задачи правильного проектирования системы, политики внедрения, обучения и поощрения.

Система управления знаниями мало чем отличается от любой другой бизнес- системы. Она должна быть частью всей корпоративной информационной системы и быть согласованной со стратегией и культурой компании. Она так же должна быть проста в использовании.

Существует несколько основных ключевых моментов в том, чтобы сделать систему управления знаниями более простой. Прежде чем приступать к внедрению системы, необходимо в первую очередь определить существующий в компании контент знаний, а также те знания, которых нет, но которые необходимо включить в систему.

Готовность поделиться знаниями с коллегами и компьютерной системой лежит в области психологии и культуры. Каждый человек занимает собственную позицию в этом отношении. Те работники, которые болеют за компанию, часто понимают, что, делясь своими знаниями, они помогают компании вне зависимости от того, находятся ли они в отпуске, болеют или уходят на другую работу. Такие работники могут быть мотивированы посланием: «Если Вам не безразлично, пожалуйста, вносите свой вклад».

Основная роль менеджеров заключается в том, чтобы объяснить работникам важность системы управления знаниями и управлять их рабочим временим таким образом, чтобы у них была возможность пользоваться данной системой.

Порядка шести месяцев требуется на то, чтобы внедрить систему управления знаниями в компании и достигнуть изменений в корпоративной культуре, направленной на постоянное использование и пополнение информационной базы знаний. Это непростая задача, которая требует много времени. Но четкое планирование и постоянное обучение менеджменту знаний позволит компании достигнуть намеченных целей.

По материалам Training Journal, июль 2003

Источник: hr-zone.net