Массачусетский технологический институт решил опубликовать в онлайне все свои учебные материалы — их общая стоимость оценивается в 107 840 $.

Проект MIT OpenCourseWare начался две недели назад с предварительной пробы, удовлетворившей лишь малую толику издательских амбиций MIT. С 30 сентября каждый владелец веб-браузера и канала доступа в интернет может получить учебные программы, конспекты лекций, экзаменационные вопросы и ответы, а в некоторых случаях даже видеозаписи лекций 32 курсов MIT. За этой информацией, за которую очные студенты MIT выкладывают по 26 960 $ в год, уже обратились свыше 130 тыс. посетителей веб-сайта со всего мира.

«Этот материал выложен во благо человечества, — сказал представитель MIT Джон Пол Поттс (Jon Paul Potts). — Мы не собираемся брать за это деньги. Это некоммерческий проект».

К 2006-2007 учебному году MIT планирует опубликовать учебные материалы практически по всем двум тысячам своих курсов для студентов и аспирантов. Это часть многолетнего проекта MIT по выработке унифицированного подхода к онлайновой публикации своих курсов. Проект зародился в то время, когда набирали силу два родственных интернет-движения — дистанционное обучение и программное обеспечение с открытым исходным кодом. MIT проводит параллель с моделью open-source, при которой исходный код ПО — как созданного энтузиастами, так и корпоративного — публикуется, разрабатывается и лицензируется бесплатно. «Мы боремся с коммерциализацией знаний точно так же, как участники проектов open-source борются с коммерциализацией ПО», — говорит Поттс.

Бесплатных дипломов не будет
MIT отказался от выдачи своих дипломов по аналогичной бесплатной схеме. Университет настаивает на том, что материалы его онлайновых курсов — даже когда будут опубликованы все 2000 курсов — не способны заменить очного обучения в MIT. Никаких онлайновых учебных групп тоже не будет. «Мы всегда говорили, что ни в коем случае ни в какой форме не пытаемся подменить учебу в MIT. Учеба в MIT — это занятия в аудиториях и общение студентов с преподавателями, и ее нельзя сравнивать с простым чтением веб-страниц или загруженных материалов и даже с просмотром видеозаписей лекций».

Такой подход не мешает студентам MIT получать все большую часть своего образования, оставаясь в собственной комнате, вместо того чтобы посещать лекции. «Я замечаю, что студентов на моих лекциях становится все меньше, — говорит профессор математики MIT Джилберт Стрэнг (Gilbert Strang), который опубликовал в онлайне свои лекции в видеоформате. — Они осознают, что могут получить их в онлайне посреди ночи, когда удобно им, а не днем, когда удобно мне. Я бы предпочел, чтобы они ходили на настоящие лекции, так как я вкладываю в них много сил, но, если им больше нравится видео, пусть будет так».

По мнению MIT, публикация курсов в онлайне способствует изучению технологии. Если первые материалы публиковались «грубым ручным» методом, то теперь учебное заведение оценивает ряд систем управления контентом, которые, как оно надеется, облегчат процесс публикации остальных 1968 курсов. Как и в проектах open-source, MIT налагает некоторые ограничения на способ использования его материалов. Например, информацию нельзя изменять и продавать. Однако университет не возражает против использования его материалов другими учебными заведениями и преподавателями. Хотя курсы планируется публиковать только на английском, MIT поощряет их перевод на другие языки.

Президент MIT Чарльз Вест (Charles Vest) называет «системы открытых знаний» веянием будущего академической науки. «Компьютерная индустрия в муках осознала, что системы закрытого программного обеспечения... не отвечают требованиям того мира, который она сама создала, — сказал он на прошлогоднем ежегодном отчете. — Высшее образование должно извлечь из этого урок. Нам нужно создать системы открытых знаний как новую структуру преподавания и обучения».

Источник: ZdNet
Автор: Пол Феста