К такому выводу пришла американская компания Class.com, которая провела исследование результатов дистанционного обучения школьников и обратной связи, полученной от его участников.


Эта компания была создана в 1999 г. для обеспечения  процесса дистанционного обучения с использованием учебных курсов по школьной программе, разработанных в университете штата Небраска (США).  
Задача компании – свести технические сложности при предоставлении учебных программ к минимуму, а само обучение сделать максимально эффективным.

Кратко результаты проведенного исследования можно сформулировать так: сочетание высококачественного учебного контента, изучаемого школьниками с помощью Интернета, с индивидуализированным обучением у преподавателя или в учебном заведении может улучшить характеристики обучаемого и улучшить успеваемость. Особенно важно, что дистанционное обучение может эффективно проводиться с «неохваченными» школьниками, что принесет пользу как обучаемым, так и преподавателям.

Исследования компании Class.com базировались на данных, полученных от учебных заведений, использующих программное обеспечение этой компании и курсы университета. Было опрошено 1235 школьников, ошибка, по мнению компании, не превышает 2,8%.

Ниже приводятся результаты этих исследований.


Демографические характеристики

Хотя многие считают, что пользователями дистанционного обучения являются, прежде всего, хорошо успевающие школьники и любители ускоренного обучения, согласно исследованию Class.com, дистанционные курсы использовали самые различные категории учащихся. Среди успешно прошедших обучение, 88% процентов составили ученики среднего уровня, а также неуспевающие (at-risk students).  

В американской школе принята 12-ти летняя (12-ти ступенчатая) система обучения. Большую часть обучаемых составили ученики старших классов (группы 11 и 12), которые использовали курсы. находясь как в учебном заведении, так и дома. Это означает, что учащиеся используют гибкие возможности дистанционного обучения, которое доступно в любое время, доступно из любого места и может проходиться в любом удобном темпе:

В каких классах (группах) использовались дистанционные курсы

12 группа (выпускной класс)
38%
11 группа
27%
10 группа
17%









Где школьники проходили дистанционное обучение

Дома
76%
В школе
53%
В других местах
6%






Почему школьники решили использовать курсы

Для получения зачета по данному предмету (credit recovery)
23%
Из-за неудобного расписания
22%
Для ускоренного обучение
18%
Вообще предпочитают электронное обучение
16%
Обучаются дома
7%
Такого курса нет в нашей школе
6%
Медицинские проблемы
3%
Конфликт с учителем или школой
3%
Другие причины
2%









Для оценки того, как используются курсы, в исследовании Class.com использовались:

-        показатель завершения курсов (процент учащихся, завершивших курс),

-        данные об успешном завершении обучения (количество полученных отметок),

-        время, затраченное обучаемым для получения зачета.

Важно отметить, что эти данные характеризуют преимущественно учеников, не относящихся к категории продвинутых.
В курсах Class.com применяются различные средства, позволяющие вести информационный обмен в процессе обучения (в дополнение к «живому» общению с другими учащимися и преподавателями). Исследование показало, что чем больше обучаемые общаются с преподавателями и другими учениками, тем более успешно они проходят электронные курсы. Многие курсы  имеют показатель завершения 85% и более:

Показатели завершения курса

Завершено курсов
75%
Незавершено
25%









Временные характеристики обучения

Среднее время завершения курса, дней
93
Средняя нагрузка, часов в неделю
5









Распределение отметок

(оценки выставлялись не в принятых у нас баллах, а в процентах)

Оценка, %
Процент получивших
100
4%
95-99
21%
90-94
18%
85-89
17%
80-84
18%
70-79
15%
Менее 70%
7%









Способы общения при обучении

Электронная переписка с преподавателем
93%
Общее обсуждение
60%
Электронная переписка между школьниками
28%
Чаты с преподавателями
24%









Использование обратной связи

Разработку курсов вела группа специалистов, в которую входили составители программ, преподаватели, специалисты по мультимедиа, эксперты по содержанию курсов, программисты.

Ученики высказали высокую степень удовлетворения простотой использования курсов и их интерактивностью, а также качеством обучения. При взаимодействии учеников с преподавателями возникали индивидуальные связи ученик-преподаватель, что позволяло более эффективно индивидуализировать  обучение.
На вопрос, что больше всего понравилось ученикам, они отвечали, что гибкость использования курсов, отсутствие технических проблем, а также содержание курсов.

Для оценки технологии обучения и преподавания ученикам были предложены утверждения, каждое из которых нужно было оценить по пятибалльной шкале – от 1 (полностью не согласен) до 5 (полностью согласен). Средние баллы такой оценки проводятся в таблице.

Оценка технологии

Текст был понятным и простым для чтения
4,4
Компьютерные экзамены были просто сдать
3,99
Курс легко загрузить и запустить
3,92
Мультимедийный материал упрощает понимание
3,82









Оценка преподавания

Преподаватель досконально знает предмет
4,36
Преподаватель поддерживает общение
4,32
Преподаватель обеспечивает хорошую обратную связь и помощь
4,25
Вы удовлетворены количеством контактов с преподавателем
4,15









Рекомендации об использовании курсов

Обязательно рекомендую использование курсов друзьям
58%
Рекомендую в зависимости от личности
26%
Не дали четкого ответа
6%






Источник: www.distance-educator.com
Автор: А.Тартаковский