В четверг в Региональном общественном центре интернет-технологий (РОЦИТ) состоялся семинар на тему: «Образование в интернете – перспективный бизнес?». Участники мероприятия попытались оценить, можно ли сегодня на образовании в Интернете сделать бизнес или это останется личным стремлением создателей обучающих интернет-проектов в России.

Семинар открыл Анатолий Шкред, руководитель проекта «Интернет-университет информационных технологий». Он рассказал, что первый российский интернет-университет информационных технологий рассчитан на тех, кто в силу разных причин не имеет возможности получить новые знания в сфере ИТ иным способом. Независимо от места проживания и финансовых возможностей желающие могут получить дополнительное дистанционное образование, и при этом самостоятельно планировать график обучения и выбор учебных дисциплин, список которых будет постоянно пополняться.

А.Шкред сообщил, что за 2 года работы университетом выпущено 32 курса, еще около 50 находятся в стадии разработки. Создание курсов происходит при поддержке 50 российских вузов. Он заявил, что в настоящее время на сайте зарегистрировано около 70 тысяч пользователей. 20% из них реально обучаются, в том числе 10% - уже закончили хотя бы 1 курс, еще 10% находятся на стадии изучения.

А.Шкред считает, что «Интернет-университет информационных технологий» - это не интернет-обучение, а скорее интернет-образование. Люди самостоятельно изучают материал и проходят тестирование. Он подчеркнул, что для него «Интернет-университет информационных технологий» - это не бизнес, а возможность предоставить людям самостоятельно повысить свой профессиональный уровень. «Это вообще не бизнес, а просто хорошее дело. Я пока не знаю, где появятся деньги в рамках данного проекта, но где-то они должны появиться», - сказал А.Шкред. Пока, по его словам, активный интерес к «Интернет-университету ИТ» возникает лишь у российских пользователей сайта и зарубежных крупных компаний.

Тему продолжила Марина Нежурина, директор Центра дистанционного обучения Московского государственного института электроники и математики (МИЭМ). Она считает, что вопрос следует ставить следующим образом: "Образование и бизнес совместимы? Образование в бизнесе или бизнес в образовании?". М.Нежурина подчеркнула, что система дистанционного образования зачастую создается при вузах. В таком случае, по ее словам, говорить о бизнесе не приходится. Преподаватели, работники вуза создают систему дистанционного образования по личной инициативе. Сейчас МИЭМ, по ее словам, созданы 11 программ подготовки специалистов по системе дистанционного образования, подготовлены около 30 педагогов, профессионально работающих в системе интернет-образования.

По ее мнению, у образования и бизнеса разные системы ценностей. В первом случае – личностные взаимоотношения педагогов и преподавателей, во втором – коммерческая выгода. Именно поэтому, считает М.Нежурина, представители бизнеса зачастую предвзято относятся к бесплатному интернет-образованию. Пока, подчеркнула она, сделать бизнес на образовании можно только тогда, когда "ты самообучился, развился и после этого открыл свое дело".

Заведующий кафедрой теоретической информатики и информационных технологий Института гуманитарного образования Борис Скородумов подвел некий итог обсуждения. Он подчеркнул, что сегодня дистанционное интернет-образование по сути несильно отличается от заочного обучения, только проходит с использованием других инструментов. Он заявил, что крупные зарубежные компании уже давно делают успешный бизнес, организуя дистанционное обучение как повышение квалификации своих сотрудников. Эффективность такой внутренней системы дистанционного образования во многом можно оценить качеством работы персонала. Эта форма образования активно развивается в мире. Сегодня, по его словам, компания IBM экономит до 24 млн долларов, применяя СДО. По его мнению, применяя такую систему, средняя фирма может экономить 6-7% ресурсов на образовательный процесс. «Альфа банк» также применяет подобную систему и обучает специалистов по 30 курсам.

Однако, отметил Б.Скородумов, как показал опрос, пока лишь 34% считают СДОполезной, 24% - никогда не сталкивались с такой системой, 6% - считают такую форму бесполезной.

Источник: АльянсМедиа