ЛОНДОН - Если бы Jeremy Hallett мог, он бы сидел на лужайке кампуса какого-нибудь университета в Америке и не спеша раздумывал бы о теориях бизнеса. Но он проводит короткие перерывы на обед и долгие вечера в своем маленьком офисе, чтобы получить MBA. "Мир не совершенен", - говорит он пожимая плечами.

Воодушевленные всеобщим стремление к глобализации и возможностями Интернет-технологий, американские программы MBA быстро захватывают новые заграничные рынки. Школы ищут иностранных студентов, которые хотят получить степень MBA и могут учиться очно, а также студентов заочников, таких как Hallett, которые хотят учиться не оставляя работу.
Некоторые американские университеты стали виртуальными. Они предлагают обучение по Интернету.

Hallett живет в Лондоне и занимает должность вице-президента в Thomson Financial. Он получает степень MBA в Cardean University, организации, существующей только в киберпространстве и распространяющей программы разработанные в других учебных заведениях, включая Stanford, Columbia и University of Chicago.

Именно "присутствие" этих школ на экране его компьютера привлекло Hallett к участию в программе Cardean University. "Эти школы признаны во всем мире", - говорит он. "Это действительно международное образование".

Степень MBA была создана в Америке. В США в программах MBA участвует более 100000 студентов и уже десятки тысяч - за границей. Даже угроза всемирного кризиса не уменьшает популярность степени.

Самым большим полем деятельности для Интернет-университетов сегодня является США, но школы также хотят распространять престижное американское образование заграницей. "Мы работаем для глобального рынка", - говорит Andrew Rosenfield, основатель Cardean University. Треть студентов Cardean находится заграницей и он ожидает, что со временем их будет еще больше.

"США, безусловно, не является монополистом в ведении успешного бизнеса", - говорит он. "Студенты все равно будут получать образование где-то". Обычные очные программы также хотят работать с ними. Columbia сотрудничает с London Business School и Stern School of Business at New York University. Недавно совместно с London School of Economics и H.E.C. Paris они начали программу Trium MBA. Thunderbird, программа MBA университета Arizona, которую считают самой старой международной программой MBA, осенью открыла свой "спутниковый кампус" во Франции.

Эти программы рассчитаны на людей, которые хотят получить дипломы, признаваемые по всему миру. Lawrence Naested, управляющий American Express в Лондоне, участвует в программе Trium. Он учится в Гонконге, Париже, Бразилии, Нью-Йорке. "Эта программа намного превосходит обычные программы MBA", - говорит он. "Моменты знакомств с разными расами и национальностями значительно лучше года, проведенного среди книг".

Даже школы, которые очень осторожны в том, чтобы не снизить свой престиж, ищут новых путей для роста. Harvard Business School свято хранит свою очную форму образования и между тем предлагает своеобразное образование для менеджеров, которые всегда могут заглянуть в базу данных, чтобы найти ответ на интересующий их вопрос. Вместо того, чтобы учить тому, что может быть пригодится только однажды, HBS предлагает постоянную помощь менеджерам в конкретных жизненных ситуациях. "Мы переходит от обучения "на всякий случай" к обучению "на все случаи", - говорит Jonathon D. Levy, вице-президент программ онлайн образования в Harvard Business School Publishing, дочерней компании Harvard Business School.

Богатства, которые могут принести новые модели образования, привлекли инвесторов. "Хорошая отдача, хороший доход хорошее движение ликвидности", - говорит Richard Close, вице-президент SunTrust Robinson Humphrey. "Онлайн даже больше увеличит наш доход".

Большинство Интернет-университетов надеется повторить успех University of Phoenix, чей рост оказался одним из наиболее примечательных моментов в истории коммерческого образования. Университет с 140000 студентов, стал самым большим в стране. Около 60000 из них учатся через Интернет и 4000 заграницей. Капитал Apollo Group, компании-владельца университета, постоянно растет. С января 2000 он увеличился на 500%.

Но было и много неудач. Многие Интернет-университеты, основанные во время Интернет бума, только потратили деньги впустую. Pensare, компания, предлагающая онлайн программы MBA, основанные на материалах Duke, обанкротилась. Такая же судьба постигла и некоторые другие компании.

Директора очных программ считают неудачу онлайн программ доказательством необходимости очных занятий и непосредственного присутствия студентов. Но хотя они и говорили о недостатках таких программ, они не могли не вспомнить тех, кто живет заграницей и желает получить степень, но не может приехать или оставить работу.

В отличие от элитных очных программ, к онлайн программам допускаются все, у кого есть хороший аттестат и достаточно большие шансы закончить обучение. Онлайн программы стоят дорого (степень MBA в Cardean стоит $24000), но все равно это значительно дешевле программы Trium, которая стоит $92000.

Успех американских школ также привлек к распространению заграницу некоторые университеты других стран. "Мы отражаем англо-саксонский подход к бизнесу", - говорит Mark Fenton-O'Creevy, директор программы MBA British Open University Business School.

Но никакая национальность или новая технология не облегчат поиска работы. Sarah Ferguson, студент Открытого Университета, была очень рада, что о студентах MBA пишет журналист из Америки. "А вы не могли бы упомянуть, что я ищу работу в США?" - спросила она.

Источник: New York Times
Автор: OTTO POHL