Родители, исповедующие Ислам, в немусульманских странах имеют три основных возможности дать своим детям образование. У них есть выбор между общеобразовательной государственной школой, частными исламскими учебными заведениями и домашним образованием.

Тем не менее, нередко родители чувствуют, что, выбрав какой-то один вид образования, они лишают своего ребенка выгод и преимуществ другого. Им часто бывает очень трудно ответить на крайне проблематичный вопрос: «Как я смогу дать своему ребенку наилучшее образование, в том числе и исламское, на доступные для моего семейного бюджета средства?»

Недостатки образовательных систем

Родители быстро подмечают недостатки каждой системы образования. Стандартная общеобразовательная школа, которая считается многими наихудшим выбором, является источником особого беспокойства для многих проживающих на Западе мусульман.

Государственные школы предлагают весьма посредственное образование и зачастую классы в них переполнены, посещающие их дети недружелюбно относятся к мусульманам, в таких школах царит насилие, преступность, аморальность, наркомания и употребление алкоголя. Дети в них зачатую безнадзорны и не знакомы с элементарной дисциплиной.

В США и Канаде работает примерно 150 исламских школ полного учебного дня. Качество образования в них улучшается с каждым годом, а возможности поступления в престижные вузы для их выпускников такие же, если не более высокие, чем у выпускников государственных школ.

Однако, высокая стоимость образования часто оказывается серьезным препятствием для поступления в них детей из многих исламских семей. В многодетных семьях родители сталкиваются с проблемой выбора: накопить деньги на оплату учебы в колледже и отдать детей учиться в государственную школу, или же оплатить образование в общеобразовательной исламской школе и остаться без средств для оплаты колледжа.

Медресе на дому

Родители, чувствующие себя зажатыми в жесткие финансовые тиски выбора между государственным и частным школьным образованием, могут попробовать дать своим детям домашнее образование. Эксперты отмечают, что обучение на дому является самой активно развивающейся формой начального образования.

Количество домохозяйств, в которых дети учатся на дому, постоянно росло в среднем на 17% в год в последние несколько лет. Исследования показали, что примерно от 1,7 до 2,1 млн. учеников в США получили домашнее образование в 2003-2004 году, однако и у такой формы обучения есть свои минусы.

Многие родители, учащие своих детей на дому, чувствуют себя изолированными и потерянными в огромном море учебной информации, не имея четких учебных программ и поддержки специалистов. Они даже могут не знать о наличии поблизости других семей, занимающихся домашним образованием, если только они не предпримут усилия разыскать друг друга в интернете и создать некую «сеть поддержки». Самые большие сложности в этом случае испытывают те мусульманские семьи, которые живут вдали от исламских общин.

Поэтому безотносительно выбора, который сделают семьи в отношении схемы образования для своих детей, он так или иначе будет иметь серьезные издержки. Помочь сгладить негативные стороны каждой из этих схем сможет концепция «электронного медресе».

Строительство электронного моста

«Электронное медресе» лучше всего представить себе в виде моста, который строится между ребенком и полноценным образованием. Эта концепция дистанционного образования основывается на том соображении, что между необходимым объемом знаний, требуемым для полноценного образования ребенка, и выбранной родителями стандартной моделью образования, существует определенный «зазор».

В техническом плане, «электронное медресе» является, прежде всего, интернет-сайтом, который предоставляет детям и их семьям образовательные ресурсы и услуги. Такие сайты могут разрабатываться и поддерживаться, например, местными частными исламскими школами. Таким образом, они смогут предоставлять дополнительную учебную информацию своим ученикам, а также тем детям, которые посещают государственную школу или учатся на дому.

Для тех детей, у которых не остается никаких других вариантов, кроме как ходить в государственную школу, «электронное медресе» может предложить дополнительные уроки по исламским наукам, чтению Корана и арабскому языку всего лишь за малую долю стоимости посещения частной исламской школы или даже школы воскресного дня. Для родителей детей, получающих образование на дому, «электронное медресе» предоставляет полную поддержку в плане составления расписания, организации встреч с другими семьями, выбравшими домашнее образование, и организации специальных учебных групп.

Более полный перечень услуг «электронного медресе» может включать предоставление родителям информации о новых возможностях дать образование своим детям, публиковать описания образовательных курсов и ежеквартальный бюллетень, организовать «электронную группу» почтовой рассылки, в которой родители смогут обмениваться новостями в сфере домашнего образования, дистанционные образовательные курсы и чат «учитель-ученик», сделать на сайте дискуссионный форум для родителей и студентов и многое другое.

Успешные примеры

В течение последних пяти лет обладающие достаточной дальновидностью исламские сообщества постепенно начали учреждать «электронные медресе» в качестве одного из поддерживающих уровень своего образования «столпов», однако в целом этот вид образования до сих пор остается достаточно мало используемым.

Институт «Ад-Духа». Это «электронное медресе» ставит своей цель развитие и поддержку домашнего образования детей от дошкольного возраста до старших классов. В первую очередь их услуги ориентированы на англоговорящих учеников, которым требуется помощь в изучении арабского языка, расписание исламских и светских учебных программ. Они предлагают онлайн-услуги по записи на курсы, найму частных преподавателей, образовательным консультациям, а также ведут электронную рассылку.

Арабская академия. Этот центр предлагает дистанционное обучение арабскому языку. Предлагаемые Академией курсы составлены для людей разных возрастных групп. Кроме того, на этом сайте проводятся интерактивные уроки и тесты в режиме «онлайн», при этом ученик может задать вопрос своему инструктору непосредственно во время обучения.

Институт «Зейтуна». Дистанционная образовательная программы института «Зейтуна» в первую очередь ориентирована на взрослых людей, интересующихся Исламом, однако принципы «электронного медресе», на которых основана эта организация, делают образование на этом сайте доступным и для школьников. «Зейтуна» также организует передачу аудиозаписи лекции преподавателя по интернету.

Инвестиции в будущее

Для того, чтобы передать знания об Исламе, его культуре и истории будущим поколениям, мусульмане вполне могут использовать концепцию «электронных медресе», причем не только в странах Запада, но и в странах исламского мира. Коммерциализм, колонизация и другие язвы постепенно подточили живую ткань некоторых мусульманских обществ. Таким образом, «электронное медресе» сможет помочь передать, посредством образования и просвещения, то сильное чувство любви и блага, которое несет с собой послание Ислама.

Все школы и институты, желающие обмена научным и образовательным опытом, могут быть объединены в единую сеть в электронном пространстве. Исламские образовательные учреждения должны использовать современные технологии не только для объединения на локальном уровне, но и создавать международные виртуальные структуры, в которых они смогут обмениваться информацией, ресурсами и опытом преподавания на благо всего исламского сообщества. Можно сказать, что возможности «электронных медресе» ограничены лишь теми пределами, которые Аллах установил для нашего мира.

Источник: Ислам.ру