Сети дистанционного обучения, некоторые из которых сейчас простираются по всему миру, в свое время возникли в разных регионах. Трудность заключалось в том, что информация, которая использовалась для работы и обучения студентами, педагогами, учеными и руководителями, должна была быть существенной, важной и не устаревшей. Для этого постоянно осуществлялась проверка информации, планирование и разработка ресурсов, использование технического и программного обеспечения, обслуживание библиотек и т. д. Быстрое развитие сети Интернет с ее возможностями доступа к базам данных через поисковые системы, такие как Gopher и WWW, сделала информацию доступной для каждого. Системы дистанционного обучения должны облегчить надежный доступ к обширным базам данных при разумной стоимости как для сети, так и для пользователей. Последние новинки в разработке баз данных, особенно в ведении новых систем разнотипных распределенных баз данных (HDDS), позволяют сети дистанционного обучения получить быстрый, удобный, недорогой и надежный доступ к системам баз данных.

Основные причины
Информация, имеющая ценность для студентов, педагогов, руководителей и других людей, включенных в систему дистанционного обучения, на самом деле, не может быть помещена в единую доступную базу данных через одну распределительную систему баз данных. Географически сеть дистанционного обучения покрывает большие площади, поэтому доступ к данным может быть осуществлен только через сеть. Сеть разработана с таким расчетом, чтобы удовлетворять нужды и потребности миллиардов пользователей, информационные базы данных которых имеют различные форматы. Основной же целью сети дистанционного обучения является открытый доступ для учащихся и исследователей к базам данных во всем мире. Повышается спрос пользователей сети, интересующихся различными областями знаний, на сложные базы данных с возможностью взаимодействия среди систем разнотипных распределенных баз данных и поисковых систем. Появление этих потребностей и ожиданий является началом глобального сдвига в сторону открытого компьютерного пространства. (Хартман, 1992).

Сети дистанционного обучения.
Эта статья освещает недостатки баз данных сети дистанционного обучения. Целью сети является основание и поддержка местных учебных центров в группах людей, проживающих на территории большого региона. Сеть также обеспечивает координирующие и тренировочные услуги различного уровня для разных учебных организаций. Несколько подобных сетей работают в Канаде. Яркие тому примеры Contact North в Северном Онтарио, TETRA в Ньюфаундленде и TeleEducation в Нью-Брансвике. Ко всем этим сетям общие требования базы данных: возможность получать прибыль, облегчая пользовательский доступ к глобально распределенной базе данных.

Базы данных для обучения
В 1993 году Ланфранко и Утсуми преложили три основных принципа создания глобальной базы данных для образовательных программ. 1) базы данных должны содержать информацию по определенной области знания. 2) должны поддерживать многократное использование в педагогических и исследовательских целях. 3) должны вмещать большое количество пользовательских интерфейсов. Обнаружив, что какая-либо база данных не может вместить всю информацию соответствующей зоны, они определяют, что эта база данных уже переполнена «флажками» и «указателями», и направляют пользователя к другим соответствующим базам данных.
Рассредоточенные базы данных предлагают всем пользователям сети доступ к данным через географически распределенные сайты. Нет ни одного точного определения распределенных баз данных. Филлертон (1993, 1) определил их как системы, «использующие множественные ячейки, соединенные с системой связи так, чтобы пользователь мог иметь доступ к данным в любой части сети». Гилленсон (1990) объясняет распределенные базы данных как определенную систему, через которую данные разных сайтов становятся доступными для программ или пользователей на других информационных узлах сети. Морз (1992, 74) дает более точное определение рассредоточенным базам данных. Он их определяет как «систему баз данных, позволяющую пользователю получить доступ к двум или более базам данных».
Новые преподаватели в системе дистанционного обучения должны знать, что можно проводить исследования на основе дистанционного преподавания своего предмета. Также им следует знать, какие вспомогательные и подготовительные сайты есть в сети или же на каких других сайтах можно найти соответствующую информацию. Не менее важна информация о сходных курсах, которые преподаются или преподавались прежде в сети или где-либо. Информация о том, какие виды библиографического материала необходимы тоже важна. Не все базы данных сейчас еще существуют, но к тем, которые есть в сети, пользователь должен иметь свободный доступ. Возможно, доступ к каждой будет требовать особого технического решения, включая язык программирования.
Учащиеся и исследователи в сети не должны быть ограничены возможностями только одного сайта. Доступ к официальным источникам, архивам университета и библиотекам должен осуществляться через стандартный протокол. Ланфранко и Утсуми (1993) заявили, что абсолютно невозможно контролировать все базы данных и доступные информационные агентства: ни одна организация не сможет себе позволить как платить за информацию, так и хранить ее. Более эффективный способ — обеспечить доступ к различным информационным сайтам, где храниться база данных. Они также отметили, что компьютеры пользователей порой гораздо лучше технически оснащены, что облегчает поиск информации в сети. Новые графические пользовательские интерфейсы для Интернета, такие как Netscape, Mosaic или Lynix, также облегчают этот процесс. Через эти интерфейсы пользователи могут получить доступ к разного рода поисковым системам.
Современным системам баз данных следует иметь следующие характеристики:

    • Универсальный доступ всех пользователей сети с любого компьютера, подсоединенным через модем;
    • Расширенные возможности обеспечения просмотра, которые бы позволяли пользователям легче ориентироваться в базах данных;
    • Интерфейс, который быстрее устанавливает соединения и позволяет пользователям соединять базы данных и свободно получать информацию из разных баз данных;
    • Графические изображения, программное обеспечение и текстовые файлы, доступные для чтения, а также возможности для повышения оснащенности технических характеристик компьютера;
    • Возможность поиска, создания, модификации и удаления данных с использованием подпрограмм вызова в других системах, не нанося вред системе;
    • Возможность защитить данные от доступа неопределенного компьютера во избежание нанесения непредумышленного и умышленного вреда;
    • Управление системой не должно быть слишком сложным.

Перечисленные условия идеально подходят к HDDS. Эта система сможет иметь различное применение с возможностью получать информацию и управлять много информационными системами через единый интерфейс. Система будет анализировать запрос, распознавать соответствующую базу данных и отсылать ответ. Все шаги процесса, который позволяет получить доступ к информации и найти ее, должны быть предельно ясны для пользователей. Новое поколение этих «умных» разнотипных распределенных баз данных, которые управляют данными, сведениями и объектами, сегодня уже становится практически реальность. (Гупта 1989; Келлог 1990; Ахмед и др. 1991). Такие системы, как Пегас (Ахмед и др. 1991), разработанные фирмой Hewlett-Packard, и INGRES (Ingres Corporation 1993) могут быть технически усовершенствованы для обеспечения доступа к информации в различных базах данных. Такие стандарты, как FLIP — Быстрый внутренний Интернет протокол (Кашок и др, 1993) — и библиотечный стандарт ANSI Z39.50 для комплексирования информационных поисковых систем (Отчет по обновлению, 1993) уже приняты для улучшения глобального доступа. К тому же сайты WWW и Gopher в сети Интернет, приспособленные для широко распространенных протоколов, разрабатываются очень быстро.

Программа для дистанционного обучения
Программа, предложенная Судхой Рамом, может быть переработана для применения к сетям дистанционного обучения. Ее модель, в частности, подходит для сетей, которые обеспечивают сервисное обслуживание сетевого окружения, включающего разрозненные почтовые и форумные системы. Этот узел должен быть одной из составных частей системы телеконференцсвязей, которая бы обеспечивала доступ всех пользователей к базам данных сети, учебных заведений, библиотекам, официальным другим данным.
Распределенная база данных для дистанционного обучения должна включать, по крайней мере, восемь автономных баз данных. Одни уже существуют, другие должны быть разработаны для сети. Первые семь из этих категорий базы данных — упрощенные варианты тех, что были разработаны Судхой Рамом (1991); в следующих описаниях соответствующая прикладная категория для дистанционного обучения сопровождается первоначальным обозначением категории Судхи Рама. Категория восемь, библиотеки, была добавлена для того, чтобы показать, насколько важен доступ к библиотекам для студентов и преподавателей.
Указатель курса (Разработка) охватывает те базы данных, которые включают все доступные учебные курсы образовательных заведений региона, и внешние курсы из любой точки планеты, которые также могут быть доступны для пользователей сети. Подобная база данных — это совокупность баз данных из разных институтов.
Разработка курса и планирование(Процесс планирования) в дистанционном обучении должны быть включены базы данных с информацией о методах преподавания и исследования так же, как и разработки курсов. Данные должны быть доступны разными способами и техническими модуляризациями, при программировании, должны быть открыты для учебных систем и т. д., так же как и при научно-исследовательской работе. Гораздо важнее то, что база данных будет включать учебный курс и другие виды деятельности, доступные для сети, а также и внешние курсы, доступные для всего региона.
Регистрация (Планирование ресурсов) регистрация студентов в сети позволяет преподавателям и руководителям знать, с кем они имеют дело, как только студент вошел в сеть. Должна быть и дополнительная информация о льготах для студентов — такая как официальные требования, стипендия, кредит и субсидии.
Работа курсов (Процесс работы) должен включать базы данных, используемые преподавателями и студентами в ходе учебного процесса. Сегодня сайты Gopher и WWW используются для нескольких разных учебных курсов и других видов деятельности. Некоторые из них специально разработаны для нужд учебных курсов, другие — для других целей, но подходят для работы студентов и преподавателей.
Техническая база (Инструментарий) отсылает к базе данных типов, размещения и состояния инструментария и программного обеспечения, необходимых для преподавателей, разработчиков курса и других пользователей. Каталог должен распознавать, какой из двух типов инструментария необходим: для преподавателей и студентов или специальный для организации процесса дистанционного обучения.
Средство информации (Механизм) типы документов и примеры систем, их размещение и использование. Подобная база данных для дистанционного обучения может включать разные средства информации, используемые для демонстрации: печать, аудио, аудиографическая связь, телеконференцсвязь, связь через компьютер (СМС), переписка, мультимедиа и т. д.
Академические записи (Конечный результат) должна быть база данных курсов, которую используют и дополняют студенты дистанционного или другого вида обучения, а также секретная база данных успеваемости учащихся и сведений об отношениях внутри коллектива. Отношения между педагогами, администраторами, операторами, координаторами сайтов, программистами и другими людьми, задействованными в этой системе, также могут быть отражены в базе данных для возможного изучения.
Базы данных библиотек должны включать каталоги главных библиотек региона и открывать доступ ко всем каталогам библиотек мира. Эта база данных должна обслуживаться скоростными электронными и физическими системами передачи информации и должны иметь специальные указатели профориентации, рекомендаций и другой информации в помощь студентам. Регистрационные базы данных, информация о техническом обеспечении, средствах информации и академических записях будут содержаться в специальной частной сети, доступной лишь для лиц администрации. Другие базы данных должны быть общедоступны. Ниже приведены некоторые подобные базы данных. В большинстве своем это сведения о курсах, информация о создании курса, о поисковых системах, о работе курса и базы данных on-line библиотек, а также множество другой информации, доступной в формате WWW.

Источник: McGreal, R. 1995. «A Heterogeneous Distributed Database System for Distance Education Networks.» The American Journal of Distance Education 9(1), pp. 27-43.
Автор: Р. МакГрил