Модель специализированного учреждения
Взявшие на вооружение эту модель учебные заведения, в том числе открытые университеты, осуществляют лишь дистанционное преподавание, как правило, учащимся, не имеющим возможности или желания посвятить учебе полный рабочий день. Учебные планы, средства обучения, аккредитация, материальная поддержка студентов — все это представляет единый комплекс, предназначенный для удовлетворения потребностей студентов, обучающихся дистанционно. Нет борьбы за внимание преподавателей между дистанционными и стационарными студентами ввиду отсутствия последних. Преподавательский состав, свободный от необходимости работать в аудитории, полностью посвящает себя совершенствованию методов обучения на расстоянии. Преподаватели имеют возможность разрабатывать специальные узконаправленные программы, используя весь потенциал новых педагогических методик. Как правило, в стенах учебных заведений рассматриваемого типа отсутствуют проявления какой-либо студенческой активности, но при этом может существовать региональная сеть учебных центров, где студенты и их наставники организуют встречи.
Затраты на организацию специализированного учреждения, как правило, высоки и полностью обусловлены стоимостью ведения преподавания на расстоянии. Однако стоимость обучения одного студента в целом ниже, чем в традиционных университетах.
Существует целый ряд специализированных учебных заведений в разных частях земного шара. Наибольшую известность приобрели Государственный открытый университет им. Индиры Ганди в Индии, Открытый университет Великобритании и таиландский Открытый университет Сухотай Тамматират. Несмотря на то, что все они представляют собой учреждения одного типа, их роли и функции существенно разнятся, что наглядно видно из приведенных ниже примеров.

Пример 1. Специализированное учреждение — Государственный открытый университет им. Индиры Ганди, Индия (Indira Gandhi National Open University, IGNOU)
Деятельность Государственного открытого университета им. Индиры Ганди, основанного парламентским указом в 1985 году, не ограничивается одним штатом, а распространяется на всю страну. Университет наделен полномочиями осуществлять контроль за стандартами дистанционного образования во всех открытых университетах в разных штатах Индии. Важной особенностью его деятельности явилось то, что он был призван выступать в качестве сосредоточия учебных ресурсов. Эту функцию он выполняет в настоящее время посредством Совета по дистанционному образованию (Distance Education Council), учрежденного в 1992 году. Совет координирует деятельность открытых университетов в 9 штатах и 62 институтов обучения по почте.
IGNOU предлагает программы высшего образования, аспирантуры, а также непрерывного образования вне традиционной системы дипломов. В 1999 году в Университете действовало 47 программ и свыше 500 курсов. В марте 1998 года общее число студентов составляло около 600 тысяч.
В рамках университета функционируют девять колледжей: Компьютерных и информационных наук, Непрерывного образования, Педагогический, Инженерно-технологический, Медицинский, Гуманитарных наук, Менеджмента, Естественно-научный, Социальных наук.
В качестве средств обучения используются печатные материалы, аудио- и видеокассеты, радио и спутниковое телевидение. Преподаватели осуществляют обучение как по почте, так и в аудиториях учебных центров. Обязателен текущий контроль и заключительные экзамены. Для компьютерных и менеджерских курсов предлагается интерактивное консультирование с помощью современных средств связи, а также виртуальное общение.
Центральный офис Университета находится в Нью-Дели. Кроме того, имеется 34 региональных и более 600 учебных центров по всех стране. Помимо 245 штатных преподавателей Университет располагает 18 консультантами и 17 991 наставником.
Источники: Daniel (1996); Koul (1992); Panda (1999)

Пример 2. Специализированное учреждение — Открытый университет Великобритании (Open University of the United Kingdom, OUUK)
Открытый университет Великобритании был учрежден королевской грамотой в 1969 году как независимое и автономное учебное заведение, наделенное правом выдавать собственные дипломы и осуществлять профессиональную подготовку. Университет давал возможность занятым на работе взрослым людям получить высшее образование либо повысить квалификацию в таких областях, как менеджмент, педагогика или медицина. На церемонии открытия первый ректор Университета определил цели нового учебного заведения как «открытость людям, территориям, методам и, наконец, идеям».
В Университет принимаются жители стран Европейского союза (либо государств, с которыми было заключено соответствующее соглашение) не моложе 18 лет вне зависимости от уровня образования. Договоры о сотрудничестве были заключены с образовательными учреждениями в различных регионах мира.
Абитуриентам предлагаются три основных типа программ обучения: студенческая, аспирантская (научно-исследовательская) и курсы непрерывного обучения по самым разным направлениям, включая широкий диапазон учебных пакетов, рассчитанных на самостоятельную работу и гибкие временные рамки. В 1998/99 учебном году в Университете функционировало 170 программ высшего образования и 160 программ послеуниверситетского уровня, по которым обучались 166 тысяч студентов. Кроме того, 44 тысячи человек приобрели учебные материалы Университета.
В UKOU имеется восемь факультетов и колледжей: Гуманитарных наук, Бизнеса, Педагогики и современных языков, Медицины и социального обеспечения, Математики и компьютерных наук, Естественных наук, Социальных наук, Технологический.
UKOU является первым учебным заведением дистанционного образования, в котором средства обучения используются комплексно: печатные материалы, составляющие основу учебных курсов, могут быть дополнены аудио- и видеокассетами, радио- и телепередачами, CD-ROM, наборами для проведения экспериментов в домашних условиях, работой в Интернет и посредством телеконференцсвязи, доступом к базам данных, производственной практикой, а также занятиями с преподавателем в дневных школах и школах по месту жительства. В дополнение к этому по желанию можно получать консультации преподавателей в учебных центрах. Контроль может быть текущий и/или в виде заключительных экзаменов. Слушатели относительно свободны в выборе курсов, которые можно комбинировать в зависимости от личных профессиональных потребностей.
Центральный офис Университета расположен в Милтон-Кейнс. На территории Объединенного королевства работают 13 региональных офисов. Действует также около 300 учебных центров, в основном в Великобритании. Хотя языком обучения является английский, некоторые бизнескурсы переведены на венгерский, словацкий и русский языки.
Источники: Open University Facts and Figures (1998/99); Perry (1997)

Пример 3. Специализированное учреждение — Открытый университет Сукотай Тамматират, Таиланд (Sukhothai Thammathirat Open University, STOU)
Открытый университет Сукотай Тамматират — это государственный университет при Министерстве по делам университетов Таиланда. Он был учрежден королевской грамотой в 1978 году в качестве университета дистанционного образования. Территория университета площадью около 54 акров, расположена в 18 километрах к северу от Бангкока.
STOU предоставляет возможность дистанционного обучения с целью получения сертификата, степени бакалавра или магистра. В настоящее время в рамках Университета функционирует 11 школ: Гуманитарных наук, Педагогических наук, Менеджмента, Права, Медицинских наук, Экономики, Внутренней экономики, Политических наук, Сельского хозяйства и кооперации, Связи. Ждет официального утверждения и школа Науки и Технологии. STOU предлагает 27 сертификационных, 65 бакалаврских и 8 магистерских программ — всего 609 курсов.
При обучении используется комплекс учебных средств: печатные материалы, радио- и телепередачи, аудио- и видеокассеты, консультирование посредством компьютера, очные консультации и др. Университет располагает целым рядом различных учебных центров: региональные учебные центры (7), местные учебные центры (80), специальные учебные центры школы Медицинских наук (65), специальные учебные центры школы Сельского хозяйства и кооперации (7), центры образовательных ресурсов для выпускников вузов (7), специальные отделы STOU в публичных библиотеках столицы и провинций (78), Центры образования и развития (10).
Планируемый ежегодный набор студентов составляет 80-90 тысяч человек. В списках на сегодняшний день значится 200 тысяч студентов. Штат работников университета составляет 1827 человек, из которых 378 являются преподавателями. Кроме того, на неполный рабочий день в качестве внешних экспертов для участия в подготовке учебных программ и материалов, проведения консультаций, контрольных и экзаменационных работ привлекается около четырех тысяч преподавателей и специалистов из традиционных университетов, общественных организаций и частных компаний.
Бюджет Университета складывается из разных источников, среди которых деньги, поступающие от продажи учебных материалов, и плата студентов за обучение. Около 20% бюджета финансируется тайским правительством.

Источник: Analytical survey Distance Education for the Information Society: Policies, Pedagogy and Professional Development. Moscow 2000, 86 pp., UNESCO Institute for Information Technologies in Education, рр.7-9
Автор: ИИТО ЮНЕСКО