Введение
К 1969 г., когда был основан Открытый университет Великобритании (OUUK), обычные университеты уже широко использовали обработку данных в управлении делами. Впрочем, это касалось лишь таких областей, как управление финансовой деятельностью, запасами, персоналом и фондом заработной платы, а также совместного использования компьютеров, нужных прежде всего в учебных целях. В сфере дистанционного обучения обработку данных тоже применяли в ограниченном объеме (Sorensen, 1969: 107).
Решение разработчиков проектов в OUUK поставить компьютер во главу угла в управлении делами (Perry, 1972: 95), было пусть и не переворотом, но несомненной дерзостью, особенно если учесть, что педагоги издавна не доверяют бюрократии и считают, что компьютеры, если только они не выступают в качестве инструментов исследования, являются ее воплощением. Во многом благодаря этому решению университет за последние 10 лет стал тем, чем он сейчас является. Благотворно ли было это влияние или же наоборот?
Для управлении делами OUUK выбрал в высшей степени централизованную модель. Хотя его местные отделы всегда были очень независимы, определение политики и разработка стратегии происходили не где-нибудь, а в центре. Именно там были собраны все данные о студентах, и хранителем этих данных был компьютер. Есть основания думать, что это больше всего и способствовало централизации.

Применение обработки данных
Чтобы задать контекст для нашего обсуждения, я хочу вернуться к схеме, которую я использовал, рассматривая управление студентами, в Kaye and Rumble (1981: 124). Согласно этой схеме, ведение дел студентов распадается на 3 этапа: набор, ведение личных дел, оценивание и аттестацию. Она также показывает, как личные дела студентов, заведенные еще при их подборе, стали основой для всех последующих операций.
В 1970 г., когда на новом месте работы мне дали самое первое задание — разработать систему набора студентов, такая схема показалась бы слишком смелой для своего времени. Вначале мы составили картотеку абитуриентов, из которой нужно было образовать первый набор студентов, как только будет выработана политика приема. Вот вам хороший пример того, как много можно сделать с помощью компьютера. Если бы на прием учащихся отводилось около полугода, можно было бы — и так, несомненно, было бы проще — набирать студентов на вузовскую программу постепенно. Но OUUK решил распределить все места сразу. Каждый год в картотеке оказывается около 40 000 фамилий. После отбора половине из них сразу предлагают места на курсах, 5 000 попадает в «список запасных», а 15 000 отказывают в зачислении. Из возможных сочетаний курса, области проживания, занятия и пола составляется электронная таблица примерно из 1800 ячеек, на основании которой и производится отбор. Определение критериев отбора после повторного анализа картотеки и распределение 40 000 личных дел по 1800 ячейкам было проделано несколько раз, чтобы достичь наилучших результатов, и заняло всего 2-3 дня! Без автоматизации такое было бы немыслимо. Подобный отбор позволяет гораздо больше контролировать весь абитуриентский состав, чем постепенный, «накопительный» прием.
OUUK с самого начала был во многом устроен, как сейчас, и ему очень рано потребовалась картотека с личными делами студентов как центральный источник данных для самых разных операций. К ней обращались, когда нужно было разослать студентам учебные материалы и наборы для проведения опытов в домашних условиях. Главным занятием компьютера стал отбор бесчисленных почтовых данных из огромного числа электронных таблиц с информацией о разных курсах и студентах; через него нескончаемой чередой потянулись сообщения от университета: просьбы оплатить обучение, сведения об экзаменах или распределении мест в средней школе, просьбы вернуть наборы для проведения опытов в домашних условиях, напоминания о выборе курсов на следующий год и т. д. и т. п. В некоторые из писем закрались ошибки и погрешности, поэтому нам пришлось чаще, чем мы ожидали, высылать исправления, извинения и запоздалые объяснения. История университета изобилует примерами, когда самые простые ошибки сеяли сумятицу сразу по всей стране.

Развитие обработки данных в OUUK

1-ый этап: 1970-1975 гг.
Нам кажется, что развитие обработки данных в ОСУК распадается на 3 этапа. На 1-ом этапе, с 1970 по 1975 г., мы разрабатывали системы по мере необходимости, что естественно для любой недавно возникшей организации. Было очевидно, что вслед за системой набора студентов понадобится система ведения их личных дел. По мере того как университет развивал свои стратегии, нам потребовались системы для ведения личных дел все большего числа новых тьюторов и консультантов, а также системы для обработки письменных заданий для студентов. Сейчас общеизвестно, что университет избрал двойную политику в области письменных заданий: наряду с общепринятыми заданиями, которые проверяет тьютор, там даются объективные тесты, которые оценивает компьютер. По всей вероятности, эта система заданий, проверяемых компьютером, объединила больше методик беспристрастного тестирования, чем ее предшественница — единая система оценки. Эта задача была бы невыполнима без компьютера и устройства для считывания документов, которое может обрабатывать 2 000 заданий в час.
То, что происходит в конце учебного года, являет собой, пожалуй, самый достойный образец того, как можно с помощью обработки данных достичь результатов, которых более простыми средствами добиться невозможно. Все студенты начинают и заканчивают учиться одновременно. После проведения общегосударственных экзаменов компьютерные базы данных пополняют сотни тысяч набранных учащимися баллов и очков, их разбор и приведение к общему виду, а также их всеразличные комбинации с оценками более чем за полмиллиона письменных работ.

2-ой этап: с 1975 г. до настоящего времени
За 1975 г. OUUK заменил компьютеры с пакетной обработкой данных и с магнитной лентой на более новую, продвинутую модель с жесткими дисками, а также с базой данных и терминальной сетью. Эта машина — своего рода воплощение мечты о центральном источнике и хранилище данных. У предыдущей модели материальным выражением этой мечты был серийный файл на 6 катушках ленты, очень удобный, если вы собираетесь перенести на него результаты 50 000 курсов, но крайне «неуклюжий», если вы хотите быстро обновить его, внеся новый адрес студента Блоггса. Между прочим, устройство нового компьютера определил обзор стратегии уже в 1972 г. (Perry, 1976:7). Изначально мы просто перенесли имевшиеся у нас системы в новый компьютер, если, конечно, можно назвать простым задание, которое выполнялось 30 человеколет. Затем, в 1975 г., мы начали перестраивать системы, чтобы можно было использовать новое оборудование. Чтобы вы получили общее представление о том, сколько времени приходится «вынашивать» крупномасштабные компьютерные системы, скажу вам, что первая из этих систем второго поколения заработала в прошлом (1980) году. Впрочем, чтобы у вас не сложилось неверного впечатления, добавлю, что одновременно с работой над этими системами мы создавали новую базу данных и телекоммуникационное оборудование.


Уроки прошлого
Вернемся в 1969 год, когда наряду с разработчиками проектов, которые прямо заявили, что без обработки данных вся эта затея обречена на провал, были и те, кто утверждал, что, если выдвинуть компьютер на первый план, это будет стеснять и ограничивать педагогическую политику. Сейчас, когда прошло уже больше 10 лет, мы можем спросить, кто же из них прав. Как всегда, конечно же, и те, и другие. Во-первых, нельзя отрицать того, что обработка данных — дело дорогостоящее. На административный компьютер все время уходило 5—6% текущих расходов OUUK. Этой суммы хватило бы, чтобы покрыть все управленческие накладные расходы менее «сложного» учебного заведения. Вы можете возразить, что армия конторских служащих, которые делали бы то же самое, что компьютер, обошлась бы еще дороже, но в этом случае никто бы не пытался прыгнуть выше головы. Труднее всего, как мне кажется, направить в нужное русло саму силу компьютера создавать системы величайшей сложности.
Уже тогда существовал — и до сих пор существует — целый ряд проблем, порожденных взаимодействием педагогических традиций с потребностью в обработке рабочих данных. Педагоги редко укладываются в отведенные им сроки. Если с запозданием прислать критерии оценивания заданий, это создаст лишнюю головную боль тем, кто редактирует и печатает учебные материалы курса, а также приведет к отставанию от рабочего плана. Хуже того, иногда эти критерии ошибочны. В этом случае компьютер — «со знанием дела» — неверно посчитает баллы за тысячи заданий и разошлет тысячи писем, прежде чем кто-либо обнаружит ошибку. А в объединенных между собой автоматизированных системах малейшая ошибка «раздувается» во сто крат.
Существует еще одна проблема: какие данные сохранять, а какие нет. Поскольку по образованию я программист, я всегда старался давать отпор свои коллегам-педагогам, которые, как мне казалось, хотели перегрузить системы приема студентов всякими социальными и учебными данными без рабочей необходимости. Ясно, что трудно определить, когда это лишнее бремя принесет полезные результаты, а когда останется лишь бременем, но, оглядываясь назад, я понимаю, что, возможно, был неправ, отвергая доводы, подсказанные интуицией. С ручными системами такой проблемы нет: они редко хранят данные, не важные для их работы.
С одной стороны, благодаря административному компьютеру многие операции становятся стратегически возможны, а с другой стороны, его обвиняют в том, что он «сковывает» развитие и ограничивает педагогам свободу действий. Компьютерная система проделывает полный путь — от задумки до внедрения — за несколько лет. Поскольку на каждое задание отводятся сроки, которые нужно строго соблюдать, трезвый пересмотр и позднее озарение здесь просто не предусмотрены. Несколько раз за те первые годы мы отказывались от систем, на которые было положено несколько человеколет, так что век их оказывался очень недолог. Иногда мы поступали так потому, что это были неудачные программы, но чаще — потому, что учебная политика не успевала за развитием этих систем. Порой компьютеру удавалось выиграть битву, но я считаю, что войну всегда выигрывает политика.
OUUK продолжает идти вперед, хотя сейчас наш общий курс яснее, а цели различимее, чем 10 лет назад. Но нужно еще примирить учебные нововведения с подробным долгосрочным планированием, которого требует компьютер, а до этого нам еще очень далеко. Как бы то ни было, система обработки данных все усложняется и оттого ее придется дольше «вынашивать», разрабатывать, поэтому, как и раньше, нам придется спрашивать тех, кто вырабатывает общую линию и внедряет стратегию, какими они хотели бы видеть системы лет через 5-6. Быть может, они даже точно не знают, какая система им нужна сейчас, и, кроме того, в будущем на их место могут прийти люди, которые будут смотреть на все совершенно иначе.

3-ий этап: а куда теперь?
Я уже упоминал о том, что развитие обработки данных распадается на 3 этапа. Второе поколение наших административных систем обработки данных будет готово к 1984 г. К тому времени мы так или иначе перейдем к 3-му этапу, который, как я себе его представляю, будет ознаменован внедрением информационно-управленческих систем. Я не хочу сказать, что сейчас наши системы порождают мало информации, и не отрицаю того, что значительная ее часть идет на выполнение главной управленческой функции. Однако, чтобы создать настоящую информационно-управленческую систему, нужно сначала определить управленческие требования и признать необходимость объединить рабочие данные и данные исследований (Erdos, 1975: 11). Для этого нужен богатый опыт.
Некоторые видят в компьютере средство перейти сразу к информационно-управленческим системам, минуя промежуточный этап — когда узнаешь о чем-то по горькому опыту. Они глубоко заблуждаются. Компьютер просто не в состоянии решить за нас наши главные, насущные проблемы, он на это не запрограммирован. Он лишь дает нам возможность извлечь как можно больше из нашего собственного опыта.

Источник: Friedman, H.Z. 1982. «The Contribution of Data Processing to Student Administration at the Open University.» In J.S. Daniel, M.A. Stroud, and J.R. Thompson, eds., Learning at a Distance: World Perspective.Proceedings of an International Council for Distance Education conference, Edmonton: Athabasca University and the International Council for Distance Education, pp. 292-95
Автор: Х. Зви Фридман