Что правильнее и перспективнее - сделать образование, в первую очередь, дистанционное, платным и закрытым, или же открыть доступ к нему всем желающим? И какую пользу сулят некоммерческие онлайновые проекты? Руководство, преподаватели и студенты вузов по всему миру уже могут совершенно бесплатно пользоваться первоклассными лекциями одного из ведущих технических вузов мира - Массачусетского технологического института (MIT). По-видимому, это только начало, и всем нам еще предстоит ощутить масштабные последствия инициативы MIT.

Онлайновое высшее образование - в свободном доступе или за семью замками? Эти вопросы давно будоражат не только компьютерную отрасль, где сторонники бесплатных программ и отрытого кода ведут бесконечную борьбу с компьютерными компаниями, берущими плату не только за новые программы, но и за любое сколь либо существенное их обновление. Не оставляют равнодушными эти вопросы и многочисленных любителей музыки во всем мире. Они жаждут, вопреки намерениям звукозаписывающих фирм, первыми стать обладателями файла с песней любимого исполнителя еще до того, как диск с его последним хитом поступит на прилавки магазинов в Нью-Йорке, Лондоне или Москве. По мере развития интернета, эта дилемма постепенно овладевает умами и чувствами студентов и руководителей вузов всего мира. Россиянам, где число активных пользователей еще не столь велико, еще предстоит ощутить последствия инициативы, выдвинутой Массачусетским технологическим институтом (MIT).

Инициатива MIT, проблемы и перспективы, которые стоят перед ведущими американскими университетами, заслуживают тщательного анализа и, возможно, потребуют действий со стороны руководителей других всемирно известных вузов, в том числе и отечественных.

В Массачусетсе начинают и выигрывают?

Все началось с того, что в 2000 года руководство MIT решило выяснить, как можно заработать деньги на рынке дистанционного образования. Приглашенные эксперты провели маркетинговое исследование и пришли к выводу, что инициатива запоздала.

Выяснилось, что на рынке дистанционного образования уже активно работают десятки крупных и мелких американских вузов и частных компаний. Попытка играть на их поле была бы низкорентабельной. И тогда президент университета Чарльз Вест (Charles Vest) выступил с неслыханной инициативой - он предложил бесплатно выложить на интернет-сайте института курсы, которые читают знаменитые профессора престижного учебного заведения США, широко известного по всему миру. Такое решение вызвало в самом институте серьезную полемику. С одной стороны, могли пострадать интересы преподавателей. Они должны были пожертвовать своей интеллектуальной собственностью и потерять часть возможных прибылей от своих учебников. С другой стороны, и сам вуз рисковал недосчитаться новых студентов, часть из которых, возможно, могла потерять интерес к поступлению в MIT, благодаря бесплатным онлайновым курсами в интернете.

И все же Чарльзу Весту удалось преодолеть сопротивление скептиков. Аргументы президента университета звучали так: "Мы открываем доступ не к диплому нашего вуза, который обеспечивается всей инфраструктурой нашего образовательного процесса, а выкладываем в Сеть лишь базовые материалы. Для получения настоящего образования необходимо взаимодействие с преподавателями. Кроме того, я уверен, что, прорубив окно в виртуальный мир, мы покажем, как хорошо умеют учить в MIT, и тем самым привлечем новых студентов". Он смог заручиться поддержкой фонда Эндрю Меллона (Andrew W.Mellon Foundation) и фонда Уильяма и Флоры Хьюлетт (William and Flora Hewlett Foundation). Оба фонда на осуществление инициативы Чарльза Веста выделили первые 11 миллионов долларов.

Весь проект может обойтись в 100 миллионов долларов

На первом этапе на сайте появилось около ста курсов. В сентябре этого года их число приблизится к 500. А к 2007 году в открытом доступе должны появиться практически все курсы, которые предлагает институт своим студентам. Конечно, осуществление такой масштабной инициативы не могло не породить ряд трудностей.

Во-первых, многие курсы необходимо было кардинально пересмотреть и адаптировать к более широкой аудитории, сильно отличающейся от той весьма подготовленной группы студентов, с которой работают преподаватели MIT.

Во-вторых, перенос любого "бумажного" курса в электронный формат - процесс достаточно трудоемкий и продолжительный. Необходимо не просто отсканировать тексты лекций, но и снабдить их интерактивными ссылками, инструментарием, заданиями, а во многих случаях - видеоматериалами.

В-третьих, возникает проблема авторских прав на тот материал, который включен в тексты лекций. И если для преподавателей технических и точных дисциплин это представляет меньшую проблему, то курсы по общественным и гуманитарным дисциплинам содержат ссылки на многих авторов, согласием которых на публикацию необходимо заручиться.

В-четвертых, интернет-сервера MIT не в состоянии обслужить постоянно растущее число запросов пользователей, и поэтому информация дублируется более чем на 200 вспомогательных серверах в системе Akamai. Все это автоматически ведет к росту затрат. По некоторым оценкам, весь проект может обойтись институту в 100 миллионов долларов. Такие затраты вряд ли по силам многим вузам, в том числе и американским.

Могут возникнуть и морально-этические проблемы. Например, если курс того или иного автора покажется аудитории интернета недостаточно грамотным и интересным, это может нанести удар престижу как самого вуза, так и автора данного курса. В общем, проблем оказалось больше чем достаточно.

Сеть голосует "за"!

Столь существенные и бескорыстные усилия более чем позитивно оценило мировое сообщество. В первую очередь - это интернет-пользователи и те, кто испытывает острую потребность в повышении своей квалификации и уровня знаний по предложенным курсам. Уже в первый месяц на сайт проекта пришло около 315 тысяч посетителей. С тех пор трафик постоянно растет. При этом около 40% посетителей приходится на зарубежные страны.

Несомненно, существует проблема понимания англоязычного контента иностранцами. Поэтому, например, мадридский университетский консорциум Universia обратился к руководству MIT с предложением о переводе материалов курса на испанский и португальский языки. По взаимной договоренности уже в сентябре этого года первые 25 курсов появятся в соответствующем переводе. С аналогичными просьбами к вузу уже обратились представители арабских стран, Украины, Монголии и т.д.

Главная проблема и перспективы онлайнового обучения

Однако, проблема перевода, по мнению авторов проекта, - отнюдь не самое главное. Как подчеркивал президент университета, для обеспечения настоящего образовательного процесса необходимо не просто иметь доступ к материалам сайта, но и обеспечить взаимодействие учащихся с преподавателями или специалистами, которые помогут им лучше понять и освоить материал. Сам университет не в состоянии обеспечить такой уровень поддержки. Поэтому эта задача фактически отдана на откуп мировой научной и интернет-общественности.

Существует несколько вариантов того, как специалисты на местах могут заменить собой преподавателей MIT. Во-первых, местные специалисты могут использовать материалы курсов в качестве основы своих собственных курсов, имея, однако, лучшую возможность более детально и углубленно освещать на свои занятиях самые сложные темы. Кроме того, они могут проводить как реальные, так и виртуальные консультации для местных студентов, желающих лучше разобраться в материале. Существует возможность и создания вспомогательных компьютерных курсов, имеющих аналогичную цель. Например, к курсу лекций американского университета по математике или физике можно разработать лабораторные работы для закрепления основного материала.

Во-вторых, местные специалисты могут реконструировать и адаптировать определенные курсы, сокращая, например, их уровень сложности и делая доступными для школьников. Например, курс Факультета сравнительных исследований в области коммуникаций (Comparative Media Studies Media) на тему "Массовые коммуникации, образование и рынок" (Media, Education and the Marketplace) вполне можно приспособить для обучения старшеклассников общеобразовательных школ.

В-третьих, существует возможность институционального сотрудничества между вузами разных стран. В то же время, руководство MIT сразу же заявило, что они никогда не будут выдавать свои дипломы студентам, обучающимся в онлайне. Однако, другие университеты вполне могут взять на себя эту функцию, заключив с MIT соответствующие соглашения.

Несомненно, найдутся и другие варианты использования контента, который предложил MIT, а в ближайшее время, скорее всего, будет предложен и другими ведущими американскими вузами, которые по тем или иным соображениям последуют его примеру.

Источник: http://www.podrobnosti.ua/