Из всех учебных методик линейное видео, вероятно, наиболее широко используют (и наиболее часто ругают). Большинство людей имеют опыт использования видео в качестве учебного пособия, а также опыт участия в учебных видео сессиях. Это часто ассоциируется с видеокамерами и исполнением неприятных ролей. Достаточно сказать, что видео может быть очень мощным средством, особенно когда вы хотите оказать на аудиторию эмоциональное влияние или, находясь в учебной комнате, придать реальной жизни драматический эффект. Умелая организация участников (исполнение ролей, имитации и др.) может стать очень эффективным способом, позволяющим людям увидеть себя так, как их видят другие.

Видео является гибким средством, позволяющим просматривать материал во время учебных сессий на рабочем месте, или при желании брать материал домой для повторного просмотра. Гибкость наличествует и в том, что оно может делать: сообщать историю вопроса, передавать эмоциональные сообщения, или являться дополнением к другим материалам, например печатным.
Существует огромное разнообразие доступных на видео учебных материалов, почти по всем мыслимым темам. Они различаются по цене, их можно купить или взять на прокат. Если то, что вам нужно, недоступно в готовом виде — не страшно, т. к. создание своего собственного видео сильно подешевело в последние несколько лет. Прохождение через процесс комплектования и производства своего собственного видео могло бы стать хорошим учебным опытом. Появление BBC Select придало новое измерение широковещательным средствам. Например, платная подписка на программы, транслируемые не в часы пик, и запись с целью удобного просмотра для организации или учащихся.
Видео имеет некоторые недостатки. Оно не подходит для передачи фактов и цифр, хотя графические представления проходят хорошо, также как аргументы и теории. Его может быть сложно интегрировать с некоторыми определенным образом оформленными печатными материалами. Оно может устареть, возможно также, что коммерческий пакет будет в целом удовлетворяет вашим потребностям, но передавать содержание не совсем так, как вам бы хотелось, или как бы хотелось вашей аудитории. Кроме того, это пассивное средство, и быстро вызывает привыкание. Когда учащиеся оказываются в роли зрителей, очень трудно бывает вывести их из этого режима.
Если обучение требует больше, чем просто передачу общих сообщений, или повышения уровня осведомленности, то наилучшим выходом будет использовать видео короткими сериями совместно с другой подходящей деятельностью. Учащиеся оценят стимулы и смену методик, но при этом не так загипнотизируются экраном.
Многие компании используют видео совместно с другими средствами как форму интерактивного видео. При этом другие средства подсказывают пользователю когда переключиться на видео и т. д. Это может быть очень выгодным способом обеспечения гибкого обучения, особенно индивидуального или обучения небольших групп.

Некоторые применения видео
Финансовый директорат NHS использовал 20-минутное видео для определения своей стратегии к переменам. Видео, основываясь на стержневых аспектах, позволило персоналу увидеть и услышать последовательное сообщение а местное руководство могло проводить сессии для своих команд, используя вспомогательный материал.

ПРИМЕР 1
Крупный производитель кондитерских изделий подготовил процесс усовершенствования, включающий увеличение уровня общения с персоналом. Учитывая большие изменения в поставке материалов производственным участкам в Европе, потребовались средства передачи сообщений и их подтекста всем работникам.

ПРИМЕР 2
Видео является важным компонентом обучения новых работников в ведущей охранной компании. Изображаются реалистичные сценарии для доставки секретных сообщений и для предоставления дискуссионных тем, а также информации относительно правил и работы компании.

Итог
Видео остается ключевой частью многих учебных программ благодаря своей гибкости и небольшой стоимости. IV и мультимедиа в CD формате предлагают большой выбор, но домашние видеосистемы будут использоваться еще долго, т. к. изменения могут происходить и в пределах технологии, и вокруг нее. Решения относительно производственного оборудования (домашние видеосистемы, U-Matric или Betacam) следует внимательно обдумывать, т. к. сегодня на рынке представлены различные системы по разным ценам. Выбор между средним или наилучшим цифровым оборудованием и работа на PC или на Mac являются сегодня реальными альтернативами.

Сильные и слабые стороны видео

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ

    • Видео является относительно недорогим средством, особенно при использовании для большой аудитории или в течение какого-то периода времени. Необходимое оборудование вполне доступно.
    • Видео является гибким средством, его легко использовать в учебных целях и несложно редактировать.
    • Видео хорошо подходит для убеждения или обращения к эмоциональной сфере и соответственно подходит для стимулирующих дискуссий.
    • Видео пленки недороги для копирования и распространения.
    • Видео требует невысокий уровень технического мастерства для установки и использования.


СЛАБЫЕ СТОРОНЫ

    • Видео не интерактивно и побуждает к пассивности.
    • Качество видео на широковещательном телевидении сформировало у зрителей высокие требования.
    • Высокий уровень производственных цен для достижения высокого качества.
    • Высокий уровень арендных цен и общие названия, полностью не соответствующие вашим требованиям.
    • Материал программ может устареть.
    • Видео не подходит для передачи сложной информации и определенных навыков, если только оно не используется совместно с другими средствами, например печатными.


РЕКОМЕНДАЦИИ И СОВЕТЫ

    • Всегда предварительно просматривайте видео.
    • Используйте на сессии куски видео для аргументации, а не возлагайте на видео проведение всей сессии.
    • Перематывайте видео до нужного раздела перед началом учебной сессии.
    • Приспособьтесь к использованию видео магнитофона и другого оборудования.
    • Рассчитывайте время разделов или проверяйте индикатор номера.
    • Проверяйте, на чем акцентируется внимание, также проверяйте материал, который может кому-то показаться обидным или тот, который может отвлечь внимание от темы.
    • Заранее предупреждайте аудиторию, что вы собираетесь проиграть раздел. Затем попросите перечислить основные ключевые пункты.
    • При представлении своего собственного видео, основные советы следующие:
    • напишите сценарий
    • учитывайте свет и звук (используйте внешний микрофон)
    • изъясняйтесь коротко и просто

Источник: Scottish Council for Educational Technology. 1994. «Video.» In Technologies in Learning. Glasgow, pp. 26-27
Автор: Шотландский совет по технологиям образования