Законодательство может определять отдельно органы и механизмы финансирования дистанционного образования, либо финансирование дистанционного образования рассматривается в рамках высшего образования в целом. Учреждения дистанционного образования могут получать единовременные субсидии от правительства наравне с другими университетами. Существуют существенные расхождения в объемах финансирования учреждений дистанционного образования разными правительствами: Открытый университет Израиля, например, получает от государства менее 30% своего бюджета, тогда как FernUniversitat в Северной Рейн-Вестфалии — 95%. Открытый университет Сухотай Тамматират в Таиланде довольствуется всего лишь 20% из государственных источников, а остальные ресурсы поступают благодаря оплате занятий студентами. Бюджет IGNOU складывается на 40% из правительственного финансирования и на 60% из студенческих взносов за обучение. Открытый университет Гонконга совсем не получает средств от государства и существует в основном за счет платы за обучение.

В целом, благодаря их специфике, большинству специализированных дистанционных учебных заведений обучение одного студента и выпускника должно было бы обходиться дешевле, чем традиционным вузам. Часто именно так и происходит на практике, хотя многое зависит от того, как складывается расходная часть бюджета. Совсем иная ситуация имеет место в случае учреждений с двумя формами обучения, где затраты на обучение дистанционных и стационарных студентов можно считать эквивалентными, особенно если применяются трудоемкие методы обучения онлайн. Иногда учебным заведений предоставляется государственное финансирование на начальном этапе их работы: для строительства зданий, создания инфраструктуры, для закупки оборудования и разработки первых курсов, а затем текущие расходы учебное заведение покрывает за счет собственных ресурсов. Поскольку правительство может потребовать от образовательных учреждений большей рентабельности, система финансирования может со временем меняться.

Национальное законодательство может регулировать уровень цен за обучение, особенно в странах, где есть право на бесплатное образование. Тем не менее, подобные установки, как правило, распространяются на традиционную форму обучения и только до получения первого диплома. Для желающих обучаться неполный рабочий день или в рамках программ непрерывного образования учебному заведению могут разрешить устанавливать плату — как это сделано в Литве, где студенты, обучающиеся дистанционно по консультационном модели, существенно пополняют бюджет университета, тем самым субсидируя студентов, обучающихся полный рабочий день.

В регламентирующих документах может уточняться, составляет ли плата за обучение фиксированную долю всех расходов университета на разработку и проведение курса либо покрывает лишь прямые затраты на проведение курса. Студентам может быть дано право получать стипендии или гранты. В Китае большинство студентов традиционно получают стипендию, и им предоставляется возможность заниматься группами на рабочем месте. В прошлом студенты-заочники в СССР и странах Центральной и Восточной Европы, в соответствии с государственными установками, получали существенную финансовую поддержку, им предоставлялся учебный отпуск, материальная помощь для покупки учебников, оплачивались транспортные расходы. Теперь эти льготы отменены, и студенты вынуждены оплачивать свои расходы на учебу самостоятельно. Студенты Университета Южно-Тихоокеанского региона (University of the South Pacific, USP) — учебного заведения с двумя формами обучения со значительным преобладанием обучающихся дистанционно — получают существенную материальную поддержку от государственных и частных организаций. Этот фактор в значительной степени обеспечивает процветание университета несмотря на огромное количество трудностей, которые ему приходится преодолевать (географические особенности, бедность, высокий уровень неграмотности, транспортные проблемы, многообразие языков и культур и т. д.).

Источник: Analytical survey Distance Education for the Information Society: Policies, Pedagogy and Professional Development. Moscow 2000, 86 pp., UNESCO Institute for Information Technologies in Education, рр.
Автор: ИИТО ЮНЕСКО