РУС | ENG
 
 
Продукты и услуги
 
Как подсчитать эффективность внедрения системы  
Как подсчитать эффективность внедрения системы
 

Автоматизированные HR-системы позволяют существенно снизить затраты на проведение обучения (очного и дистанционного), оценки и тестирования персонала. Опросы и исследования, проводившиеся компанией WebSoft, говорят о том, что при количестве пользователей системы, превышающем 2000 человек, средний срок окупаемости составляет 12-15 месяцев.

Проще всего оценить эффективность внедрения системы при использовании технологий дистанционного обучения. Это не означает, что другие инструменты не позволяют провести оценку возврата инвестиций (ROI). Например, автоматизированная оценка персонала позволяет очень существенно снизить трудозатраты HR-подразделения на сбор, обработку и анализ оценочных форм, а также ускорить процесс оценки и снизить количество ошибок.

Рассмотрим расчет эффективности для внедрения системы дистанционного обучения (СДО) в банке с численностью персонала порядка 5 000 человек. Приведенный ниже пример - не классический расчет ROI, а некоторая производная, позволяющая оценить стоимость 1 человеко-курса при дистанционном и альтернативном очном обучении. Переделать его в расчет окупаемости легко, если известно точное количестве обучаемых за период.

Предположим, что в течение 2-х лет обучение в СДО проходит 50% сотрудников в среднем по 3 курса на каждого. Итого за 2 года будет изучено не менее 7 500 человеко-курсов.

Посчитаем затраты:

  • софт СДО (лицензии, настройка и внедрение) - $15000
  • техническая поддержка СДО вендором - $3000
  • оборудование сервера и системное ПО - $4000
  • годовая зарплата 1 специалиста по ДО (с учетом налогов) - $30 000 (выделенный человек, который занимается администрированием системы и создает собственные курсы)
Итого за 2 года: $82 000

Расчет, безусловно, не точный, в ряде случае возможны дополнительные расходы на инфраструктуру, но в нашем примере мы исходим из предположения, что каналы в банке выделенные и плата за траффик отсутствует (банк оплачивает аренду каналов, для задач бизнеса в целом, а не только для СДО).

Разделим эту сумму на количество изученных курсов и получим стоимость 1 человеко-курса равную, примерно, $11.

Для обоих случаев взята условная з.п. тренера или специалиста по ДО равная $2000 в месяц.

Теперь рассмотрим проведение однодневного семинара силами внутреннего тренера (пусть на семинаре присутствует 15 человек):

  • зарплата тренера - $120
  • аренда помещения, чай, кофе - $100
  • перелет + проживание + командировочные (для тренера) - $600

Итого минимум $820, или в пересчете на 1 человеко-курс: $54.

В обоих случаях расход времени обучаемых к затратам не относим, т.к. он одинаков в обоих случаях.

Таким образом, мы подсчитали, что затраты на очное обучение в 5 раз выше, чем на ДО. Разумеется, речь идет о тех очных мероприятиях, которые можно заменить дистанционной формой.

Т.е. если у компании есть возможность заменить достаточно большую часть очного обучения дистанционным, проект может окупиться за несколько месяцев (зачастую за счет внедрения всего лишь одного электронного курса). После таких расчетов встает вопрос о том, стоит ли вообще считать ROI для e-learning для тех компаний, которые обосновано решили, что использование ДО подходит под их бизнес-задачи. Достаточно только посчитать показатель стоимости человеко-курса. Если он приемлемый, то, т.к. на очное обучение все равно будет потрачено больше, расчет ROI можно даже опустить.

Не стоит забывать, что затраты на очное обучение переменные (существенно зависят от количества обучаемых), а затраты на e-learning практически фиксированные. Это означает, что для компаний с большими объемами обучения стоимость 1 человеко-курса может снижаться до $2 (т.е. обучение будет в 20-30 раз дешевле очного). В любом случае эффект от дистанционного обучения масштабируется - если вы провели не 7 500, а 15 000 курсов, то вы сократили затраты в расчете на курс в 2 раза, что для очного обучения нереально.