РУС | ENG
 
 
 
Корпоративный университет в дистанционном формате  
 

Зачем нужна система дистанционного обучения в компаниях, имеющих филиалы в регионах?
Как относятся сотрудники к созданию корпоративного учебного портала?
Какие курсы являются наиболее актуальными для региональных сотрудников?


Финансовая Корпорация "УРАЛСИБ" образована в резуль­тате интеграции Финансовой корпорации "НИКойл" и Банковской группы "УРАЛСИБ". Численность персонала - более 16 000 человек.

В условиях современного рынка ФК "УРАЛСИБ" уделяет повышенное внимание обучению и развитию сотрудников особенно в своих региональ­ных подразделениях. Чрезвычайно высок статус корпоративного университета как "кузницы кадров", большая часть программ которого разработа­на под конкретные задачи бизнеса. Однако традиционная система обучения предполагает довольно долгое отсутствие сотрудника на работе, а сле­довательно, ведет к финансовым потерям для организации. Кроме того, освоение новых знаний следует проводить быстрыми темпами, чтобы не задерживать внедрение и реализацию продуктов и услуг на рынке, поэтому обучение персонала корпорации должно "идти в ногу" с этим процессом.

Избежать простоев в работе сотрудников и сэкономить время и средства на командировки позволяет дистанционное обучение (ДО). Его применение эффективно также с точки зрения обеспечения быстрого внедрения на рынок новых продуктов и технологий банковского обслу­живания в условиях постоянного роста компании.

Создание учебного портала

ФК "УРАЛСИБ" имеет широкую разветвленную региональную сеть, поэтому учебный портал особенно необходим сотрудникам, которые ра­ботают в подразделениях, расположенных по всей стране, - от Ростова до Хабаровска. В этих условиях возник вопрос о единых стандартах обучения, быстрой "трансляции знаний" во все филиалы. Решением про­блемы послужило внедрение корпоративной системы дистанционного обучения (КСДО) и открытие учебного портала в 2004 г. (см. рис. 1).


Рис. 1. Главная страница учебного портала


При создании корпоративного университета была утверждена концепция центра обучения и развития персонала, содержащая четкие цели и задачи, основные направления его деятельности. В это же время родилась идея разработки дистанционного портала обучения. Для ее реализации было создано специальное подразделение "Отдел управления знаниями и инновациями", которое проводило внедрение ДО в несколько этапов:
1. Определение потребностей: запросы бизнес-подразделения, анализ результатов оценки персонала.
2. Расчет экономической эффективности: снижение командировочных расходов, продолжительности очных семинаров и т. п.
3. Выбор системы ДО: мониторинг рынка, объявление тендера среди разработчиков программного обеспечения, выбор провайдера. К сожалению, на рынке не оказалось систем ДО, полностью соответствующих требованиям корпорации, особенно в части обучения конкретным отраслевым продуктам. Поэтому выбранную программу пришлось дорабатывать силами ИТ-специалистов компании.
4. Разработка дистанционных курсов: взаимодействие с бизнес-подразделениями, создание сценария.
5. Решение технических вопросов: выделение сервера, интеграция КСДО с электронной системой корпорации, выполнение задач информационной безопасности. Выявились и технические проблемы: сла­бые каналы связи в регионах, разные информационные платформы, уста­ревшая операционная система на некоторых рабочих местах в филиалах.
6. Внедрение: проведение PR-акций среди персонала, изучение системы сотрудниками, установление порядка обучения.

Актуальные дистанционные курсы

КСДО предполагает наличие единых стандартов в процессах обуче­ния и развития - это имеет первостепенное значение после интеграции предприятий корпорации. С помощью ДО легко координировать все необходимые вопросы, связывать в единую схему программы по новым продуктам, управлению и личностному развитию, т. е. создавать целостную систему передачи накопленного опыта и знаний. Она намного опережает системы, созданные в классических университетах как по сложности, так и по количеству программ.

В данный момент учебный портал содержит библиотеку из 49 дистанционных курсов, разработанных с учетом потребностей в обучении кадров. Часть из них закупалась после тщательного анализа и положительного заключения экспертов - специалистов в разных областях бизнеса. Другая часть была разработана совместно с представителями бизнес-подразделений. Наиболее популярными являются курсы по развитию управленческих навыков и по отдельным отраслевым продуктам, например, "Формула успеха!.. ОСАГО для руководителей страховых агентств", "Паевые инвестиционные фонды" и др. (см. рис. 2). Также большой популярностью пользуются курсы по бизнес-коммуникациям, финансам, маркетингу, очень интересны и актуальны электронные тренинги по тайм-менеджменту и стресс-менеджменту.


рис. 2. Рейтинг популярности электронных курсов





Система ДО постоянно пополняется новыми курсами. Ее экономическая выгода на­столько очевидна, что в этом году приняты заявки от бизнес-подразделений на разработку еще пятнадцати - в основном по главным направлениям банковской деятельности. Например, в ближайшее время планируется разработать мультимедийный дистанционный курс "Ориентационная программа" для новых сотрудников.

Все дистанционные курсы являются мультимедийными. В них ис­пользуются теоретическая часть, бизнес-кейсы, видеосюжеты, заканчи­ваются они тестами, интегрированными в программу. Интерактивная фор­ма обучения, как показывает практика, наиболее полезна и интересна, когда в ней сбалансированно сочетаются теория, практические задания и возможность проверки знаний с помощью тестов. Многие специализиро­ванные курсы разработаны специально для ФК "УРАЛСИБ". Они представляют наибольший интерес для сотрудников фронт-офиса и входят в число обязательных. Залог успеха учебного портала - соответствие содержания дистанционных программ современным требованиям рынка и за­дачам корпорации в повышении профессионализма персонала.

Учебный портал включает не только дистанционные курсы, это также единая точка доступа ко всей информации по обучению в ФК "УРАЛСИБ": новости, раздел для желающих пройти профессиональные тренинги во внешних организациях, ориентационную программу для но­вичков, планы и программы корпоративного университета. На портале размещаются фотоархив всех внутренних учебных мероприятий; фору­мы по различным темам, из которых наиболее популярная - дистанционные курсы по продукту; информационные материалы, подготовлен­ные по заявкам бизнес-подразделений. Планируется дополнить портал электронной библиотекой, в ней будут размещаться рекомендованные преподавателями корпоративного университета книги. Это позволит сотрудникам в регионах получить доступ к полезным для работы материалам и использовать их для самообразования.

С помощью портала обеспечена прозрачность учебного процесса: все результаты прохождения курсов хранятся в системе и могут быть предоставлены в любой момент как самому сотруднику, так и его руко­водителю, либо HR-менеджеру, которые имеют возможность отслежи­вать процессы обучения персонала. Сотрудники функционального на­правления управления персоналом и линейный руководитель могут использовать результаты обучения при планировании карьеры работни­ка. Это хороший инструмент для выявления его активности в учебе и саморазвитии. Человек, ориентированный на результат, всегда будет лучше выполнять поставленные перед ним задачи.

Еще одна полезная функция системы: работник заходит на учебный портал под собственным именем и паролем, который знает только он (защита от несанкционированного просмотра и настройка сервиса под конкретного пользователя). Доступ к различным ресурсам предос­тавляется в зависимости от должности специалиста. Например, все сотрудники службы управления персоналом могут видеть информацию, которая предназначена только для них, - сведения, относящиеся к конкретному должностному уровню, а также специальный (закрытый) форум. Кроме того, пользователи могут обмениваться конфиденциальны­ми документами без опасения, что их увидит кто-то еще. Например, пред­ставителям одного из подразделений необходимо обучить своих работ­ников, находящихся в регионах, новым положениям, следовательно провести мини-курс. Естественно, он должен быть доступен только оп­ределенным лицам.

Сотрудник может узнать статистику своего обучения (завершенные и незавершенные курсы, набранные баллы и т. д.); менеджер имеет доступ в режиме он-лайн к статистике своих подчиненных; специали­сты функционального подразделения службы персонала могут увидеть полную картину по курируемым отделам. В системе ДО имеется возможность использовать штатную структуру, согласно которой региог-нальный НР-менеджер получает доступ только к информации своего филиала.

Первые результаты использования системы

Анализ окупаемости системы дистанционного образования пока­зал ее высокую экономическую целесообразность. Только сокращение дней командировок работников позволяет значительно снизить расходы. КДСО в настоящее время уже воспользовались более 3500 человек (см. рис. 3),



Рис. 3. Динамика подключения к ДО

Система дистанционного обучения оправдала ожидания: уже сейчас 30% обучающихся - региональные сотрудники, которых можно разделить на три категории:
• учатся по собственному желанию;
• проходят обучение в соответствии с планом развития;
• получают сертификаты, разрешающие доступ к работе.

К сожалению, технические возможности пока не позволяют всем работникам удаленных подразделений использовать мультимедий­ные дистанционные курсы. Наибольшую активность демонстрируют Челябинский, Нижегородский, Белгородский, Новосибирский и Красно­дарский филиалы "Автобанк-НИКойл"; Калмыцкий и Мурманский фи­лиалы Страховой Группы "УРАЛСИБ", а также Казанский филиал "Стра­ховой компании правоохранительных органов". Медленное внедрение КДСО в филиалах в основном связано с техническими трудностями: не­достаточное программное оснащение регионов, слабые Интернет и Интранет-каналы.

Учебный портал корпорации стал каналом передачи знаний, опы­та и технологий, с помощью которого сотрудники ФК "УРАЛСИБ" могут повышать свой профессиональный уровень. Уже на данном этапе оче­видно значительное преимущество от внедрения дистанционного обу­чения в корпорации. Предполагается, что текущий год принесет не только большую экономию средств на обучение благодаря использованию ДО, но и результат, который сложно передать в цифрах: рост профессио­нальных знаний сотрудников, лояльность, причастность к команде.

Источник: Справочник по управлению персоналом, №8, 2005
Автор: Е.П. Митькина, руководитель корпоративного университета ФН управления персоналом, ФК "УРАЛСИБ" Е.В. Емельянов, начальник отдела знаний и инноваций корпоративного университета ФК "УРАЛСИБ"