Появление новых форм сетевых технологий неизбежно оказывает влияние на методы и приемы дистанционного обучения. Сейчас в центре внимания специалистов сопоставление и осмысление в сравнении технологий Web 1.0 и 2.0 и, соответственно, E-Learning 1.0 и 2.0 (см. Осознание E-Learning 2.0 ).

    Еще в 2000 г. профессор Дэвид Рид (David Reed) из Гарвардской школы бизнеса зафиксировал три исторических типа коммуникации сетевом в обучении:
    · На широкую аудиторию (broadcast)
    · Транзакционный
    · Групповой (group forming)
    (См. Reed D. The Law of the Pack // Harvard Business Review, 2000, February)

    Разумеется, для каждого типа учебной коммуникации свойственна своя направленность передачи данных. Тип коммуникации определяет также и ведущие методики обучения (таблица).


Таблица. Зависимость методов обучения,
направленности общения от типа коммуникации в сети
Тип коммуникации
Направленность общения
Методики обучения
На широкую аудиторию (broadcast) От одного ко всем Традиционное массовое обучение
Транзакционный От одного к другому в паре Индивидуальное обучение
Групповой (group forming) От всех ко всем Групповое взаимообучение

    Тип коммуникации на широкую аудиторию унаследован ДО из самых древних времен и воплощается преимущественно в форме E-Learning 1.0. Содержание, приемы и методы обучения здесь определяется сверху вниз. При этом широковещательный тип доставки контента и управления им через LMS посредством персонального компьютера создавал иллюзию индивидуальности обучения. Особенно ярко такая индивидуализация проявляет себя в адаптивных курсах (довольно, к сожалению, редких). Кроме того, чисто психологически обучение сидя tet-a-tet с компьютером могло восприниматься как процесс сугубо индивидуальный. Разного рода игровые, симуляционные, тренинговые подходы в рамках E-Learning 1.0 в действительности не более чем попытки подсластить «пилюлю», завуалировать директивный характер обучения. До появления Web 2.0 составители контента шли на подобные оправданные ухищрения во имя демократизации и гуманизации учебного процесса.
    Web и E-Learning 2.0 «в лице» wiki, блогов, социальных сетей и пр. в сравнении с Web 1.0, напротив, чрезмерно свободны и плохо поддаются формальному управлению и контролю. Сообщества Web 2.0, по существу, могут образовываться кем угодно и проводить какую угодно «политику». Здесь отсутствует орган, уполномоченный решать чему и как учить и преодолевать разногласия. По личным наблюдениям, именно «анархическая природа» Web 2.0 смущает менеджмент компаний и команды учебных центров, когда речь заходит о его внедрении.

    При этом очевидно, что 1-й E-Learning отнюдь не исчерпал своего веками апробированного образовательного потенциала (да и едва ли исчерпает в обозримом будущем).
    E-Learning 2.0 же только-только начинает произрастать на ниве корпоративного обучения и едва ли способен решать задачи 1-го, прежде всего удовлетоврять потребность бизнеса в трансляции необходимых знаний и норм деятельности. Похоже, 1-й и 2-й E-Learning – антиподы, между которыми невозможно абсолютное согласие.

    А не попробовать ли их интегрировать? Одним из способов интеграции противоположностей может выступить появление между ними опосредующего звена. Таким звеном вполне способны выступать виртуальные классы (ВК). Для этого у них есть все необходимые качества:
    1. возможность синхронного и асинхронного общения;
    2. возможность осуществления групповой, межгрупповой и индивидуальной работы;
    3. возможность осуществления как директивного, так и недирективного общения.
    Иными словами, в самой природе виртуального класса «предусмотрено» сосуществование характеристик, свойственных как E-Learning 1.0, так и 2-го E-Learning.
    Занимая промежуточное положение между обучением на широкую аудиторию и групповым самообучением, ВК могут непротиворечиво интегрироваться как с LMS, так и с сервисами Web 2.0, делая первые менее директивными, а вторые – более управляемыми. В то время как непосредственная, без опосредующего звена, интеграция E-Learning 1.0 и 2.0 весьма проблематична. Уж не прорисовываются здесь контуры непротиворечивой корпоративной среды обучения:
    LMS <--> виртуальный класс <--> Web2.0?


    Впрочем, виртуальный класс сам по себе может работать как вполне самодостаточный инструмент в рамках любого из типов коммуникации и, следовательно, в рамках традиционного, группового и даже индивидуального обучения (к примеру, коучинг, индивидуальное консультирование). Все будет зависеть от того, на какой метод обучения ориентированы медераторы, а за ними – организаторы и ведущие виртуальных сессий на основе технологии ВК.