Это, по сути, заметки на полях… Конференция ASTD TechKnowledge - 2010, Лас-Вегас, Невада.

Элисон Розетт профессор образовательных технологий в университете Сан-Диего и автор широко известных работ по данной тематике.

Повторю вкратце ее последнюю статью, написанную для Американской ассоциации специалистов по обучению и развитию персонала: «Электронное образование – что из хорошо забытого старого вновь стало новым»

Когда вы говорите что занимаетесь электронным образованием, что вы в действительности делаете? Авторитеты (Даунс (Downes), Розенберг (Rosenberg)) говорят о том, как web 2.0 перевернет электронные курсы с ног на голову.

Вот как Розетт провела свое исследование:

Шаг 1: Определяется, что на входе и что на выходе

    • чем люди занимаются в настоящем?
    • каковы ожидания на будущее?
    • какие помехи на пути электронного образования?
    • (не обсуждаются вопросы качества, эффективности, удовлетворенности)

Шаг 2: Определяются возможные варианты

Созданы 26 концепций (заимствованы из литературы, конференций, блогов, и т.д.) – например “Наши занятия проходят в виртуальной классной комнате. Работники присоединяются к инструктору и уже обучающимся коллегам в определенное время, по расписанию.” или “Наши занятия представлены в формате для мобильных устройств.”

Шаг 3: Пилотный выпуск и редактирование

Шаг 4: Опрошены участники из пяти различных источников: elearning guild, learning circuits, trainingindustry.com, ISPI, PINOTnet.ning.com.

Это не случайная выборка, а пример удачного подхода! Люди, способные мыслить за пределами существующих технологий – и их не надо специально отбирать.

Опрошено 953 респондента.

Результаты возбуждают и наводят на размышления. Берем их домой и вовлекаем в процесс коллег. Используем эти данные, чтобы развить диалог внутри организации.

Как вы думаете, что из перечисленного сегодня является типичной практикой? Вы используете что-то из перечисленного в вашей организации?

    • электронное наставничество
    • персонализированные учебные программы
    • тесты навыков и знаний
    • онлайновые обсуждения после занятий
    • мобильные устройства и адаптированные для них способы подачи материала
    • виртуальные классны, с архивом и доступом при необходимости
    • основанные на сценариях онлайновые учебные программы

Пять наиболее популярных методик (хотя перечисленные и являются наиболее упоминаемыми, но даже они не распространены повсеместно, что показывает отсутствие действительно общепринятой практики!):

    • Наши учебные программы включают тесты навыков и знаний
    • Мы используем компьютер как инструмент в учебном процессе
    • Наши программы предоставляют контент, возможности для тренировки и получения обратной связи. Работники сами выбирают время, когда им удобно изучать наши курсы.
    • Учебные программы предоставляют как видео, так и аудио. Их можно включать или выключать по желанию.
    • Программы основаны на реалистичных сценариях, которые заставляют сотрудников делать выбор, и учится на результатах этого выбора.

Наименее распространенные методики:

    • Мобильные устройства
    • Виртуальные классы
    • Подлинные, реалистичные, создающие эффект погружения, подобно Second Life
    • Включающие доступ к электронному преподавателю
    • Включающие участие сотрудников в онлайновых дискуссиях после занятий. «Проблема состоит в сосредоточенности на мероприятии – на факте занятий. Необходимо внести разъяснение ожидаемого результата, как важную часть  процесса, а не только как заметку - «это то, что хотелось бы иметь». Розетт оценивает не только работы студентов, но и их комментарии в конференции. Не надо спрашивать: «Что вы думаете о статье?», вместо этого попросите привести схожие с приведенными на занятиях и противоположные примеры. Сделайте вопросы полезным и применимым к жизни «Как бы вы продавали этот товар на данном рынке?»»

А как там у вас? Какое из утверждений лучше всего описывает Вас, в ваших поисках наилучших путей для электронного образования?

    • Мы используем современные технологии различными способами
    • Мы делаем кое-что, но немного
    • Мы используем один способ

Как насчет смешанного обучения? (Смешанное - значит немного того, немного этого, соединенного вместе).

    • Активно используется
    • Иногда
    • Почти никогда

Зачем смешивать? Ответ: это как хороший обед, состоящий из разных частей, разнообразных и независимых…

Розетт приводит наиболее веские аргументы в пользу смешанного обучения: занятия, информация и поддержка (сами лекции и наставничество) проходят там, где существует потребность в них – на рабочем месте (необходимо только следить за тем, чтобы не потерять фокус).

Что из наиболее рекламируемого имеет отношение к 2.0?

    • Многое
    • Некоторое количество
    • Немного

[Данные, полученные во время занятий, совпадают с данными, полученными из результатов опросов.]

Игра Second Life – породила дебаты о преимуществах первой жизни: http://tinyurl.com/ylfksgh Очень свежо!

Топ 10 (из 26-и) ожиданий – опрашиваемых просили составить топ 3 их ожиданий:

    1. Персонализированное обучение (21.4%)
    2. Решение проблем, создание знаний (21.3%)
    3. Система измерений для улучшения обучения (19.4%)
    4. Мобильное обучение и поддержка (18.4%)
    5. Создаваемый работниками контент (17.2%)
    6. Онлайн общение и взаимодействие (16.3%)
    7. Подлинный опыт с эффектом погружения (15.1%)
    8. Поддержка производительности (15.1%)
    9. Оценка соответствия программ требованиям учащихся (15%)
    10. Электронные курсы, основанные на сценариях (14.3%)


Посмотрите на результаты – кластера Web 2.0 нет вверху списка…

Барьеры

    1. Мы не можем себе этого позволить
    2. Трудно перевести людей на обучение новым способом (Розетт полагает, что предмет обсуждения - это сотрудники, которых мы обучаем, но ключевой задачей номер один являются не технические проблемы, а работа с супервайзорами/менеджерами).
    3. Наши технологии не позволяют использовать такие методики
    4. Сотрудники стесняются участвовать в социальных сетях и сетевых сообществах.
    5. Наши потребители и клиенты предпочитают занятия в классных комнатах


Текущая профессиональная практика не совпадает с тем, что мы слышим на конференциях, в блогах и т.д.

Клейтон Кристенсон (Clayton Christenson): «Сегодня мы постоянно улучшаем то, что делали раньше, мы просто чиним что-то при помощи авторских средств, вместо того, чтобы воспользоваться теми преимуществами, которые несет происходящее вокруг нас разрушение старых учебных стереотипов!»

Текущая практика в большей степени использует добавление, чем вытеснение - мы добавляем подкаст к существующему курсу. Не стоит начинать с текущего положения вещей, с тем, чтобы затем немного улучшить его…

Посмотрите на замечательные примеры и заимствуйте то, что делают замечательные менеджеры: www.Positivedeviance.org

Мы излишне осторожны – следует ли делать БОЛЬШЕ?

Что это значит?

    • Педагогический дизайн все еще жив.
    • Тактика пулемета – не стрелять в одну сторону, несколько раздельных направлений.
    • Немного Web 2.0.
    • Какова роль мобильных устройств? Электронное наставничество?
    • Предпочтение скорее персонализированному, а не социальному подходу – больше внимания индивидуализации, создание курса «прям для меня»…
    • Лидеры дали большее количество полезной информации, чем практики

А что ВЫ собираетесь сделать? Что вы собираетесь сделать ИНАЧЕ?