Эффективный тренер должен уметь пробиться через стену, окружающую экспертов (SME - Subject Matter Expert – эксперт по тематике), чтобы достигнуть знания, которым они владеют. SME – это золотой ключик для обучения и инструмент, позволяющий получать именно те результаты, которых ожидают клиенты. Однако, зачастую не так легко бывает вытянуть из эксперта все, что он может дать.

Вот четыре «критических пути», ведущих к успеху:

1. Определите ожидания

С самого первого шага эксперт должен четко представлять себе цели и задачи учебного проекта. Обеспечив их всей информацией о том, как важно для компании это обучение, и как они могут помочь делу, вы получите в ответ намного более доброжелательное отношение к процессу. Ясно определите свое видение проекта, требуемые временные показатели, ключевых игроков, аудиторию, роли экспертов и зоны их ответственности, финальные показатели. Сделав все это, вы пройдете длинный путь к полному вовлечению SME в процесс.

2. Установите отношения

Одна из главных трудностей работы с экспертами – получение от них обратной связи. Очент важно установить с ними отношения, основанные на взаимодействии и доверии, и это целиком ваша задача. Откройте все ваши ожидания и цели, информируйте экспертов о том, почему их роль очень важна для получения конечного результата. Не думайте, что плана проекта и графика работ будет достаточно. Следуйте им, но держите весь процесс работы экспертов на контроле. Если вы сделаете так, эксперты будут больше доверять и вам, и процессу.

3. Общайтесь регулярно

Регулярно рассылайте обновления (еженедельно или два раза в месяц – в зависимости от длительности и важности проекта) о том, какие есть вопросы или трудности, а также возможные варианты того, чем вы можете помочь экспертам. Общаясь с экспертами, разъясняйте им свои нужды и делайте это не один раз, а постоянно.


4. Оказывайте экспертам непрерывную поддержку

Чтобы максимизировать процесс экспертизы, ваша работа – поддерживать эквпертов в течении всего интервала времени. Например, если SME предоставляет графики и даграммы, которые недостаточно наглядны – найдите способ их улучшить. Если эксперту предлагают провести обучение, но у него нет навыков тренера – поработайте с ним над навыками презентации, поделитесь с ним теми речевыми приемами и навыками, которыми владеете сами. Сделайте из SME звезду, и он поддержит вас как в этом проекте, так и в других.


Эти «критические пути» могут помочь избежать разочарований, которые могут возникнуть у экспертов, а вам помогу привести ваш учебный проект к тем результатам, которые вы – и ваш клиент - планируете.