РУС | ENG
 
 
Ресурсы
 
Спортмастер - Использование интерактивных видеокурсов при обучении персонала  
 
Авторы идеи:  Титов Денис Валерьевич, Бородин Алексей Иванович

Проблема

Кратко и доступно описать словами принцип работы задней подвески велосипеда или объяснить, что такое «игровое пятно» теннисной ракетки без иллюстраций представляется затруднительным. Задача стала ещё более актуальной в 2005 году в связи с бурным ростом торговой сети «Спортмастер». Требовалось обучение персонала открываемых магазинов, причём очное, так как уже существовавшая на тот момент система дистанционного обучения не могла заменить традиционных лекций. Специалисты-преподаватели просто физически не могли проводить обучение одновременно в разных городах.

Решение

Идея использовать учебные видеокурсы родилась в тренинг-центре «Спортмастера» в 2004 году. Первоначально это были короткие сюжеты, которые иллюстрировали, например, технические аспекты использования спортивного инвентаря. Эти курсы представляли собой презентацию с сопровождающей аудио-дорожкой, на которой был записан голос преподавателя. Причём создание таких обучающих материалов не требовало большого количества времени, а тьютор, занимающийся непосредственно обучением, не нуждался в какой-либо особой подготовке. Поскольку видео-лекции распространялись на DVD, ему оставалось лишь контролировать процесс воспроизведения на аппаратуре и подводить итоги обучения. Помимо всего прочего, плюсом такой технологии явилось тиражирование знаний и корпоративных стандартов без каких-либо искажений, так сказать, от первого лица.

Впоследствии курсы дополнялись видеосюжетами, являвшимися иллюстрацией к материалу лекций. Например, это могли быть рекламные клипы, предоставленные фирмами-поставщиками товара. Сами же специалисты Учебного центра подготовили несколько флэш-роликов, демонстрирующих особенности работы определённых технологий, используемых в спортивном инвентаре, одежде и обуви. Однако создание их – довольно трудоёмкий процесс, поэтому в следующей фазе развития технологии, создании полноценных учебных фильмов, использовались главным образом сюжеты, снятые на видео. Сценарии готовились преподавателями и тренинг-менеджерами, а воплощением занималось специально созданное подразделение Учебного центра. В результате родились фильмы, рассказывающие о каких-либо категориях товара или предназначенные для обучения как базовым аспектам работы в рознице, так и вопросам, связанным, например, с менеджментом и управлением.



Нет необходимости перечислять все достоинства и недостатки учебных видеокурсов по сравнению с традиционными методиками обучения – скорее всего, они вам известны. Бесспорно, по оперативности распространения информации они проигрывают сетевым системам дистанционного обучения. Зато учебный фильм можно сделать не только полезным в плане обучения, но и интересным, ведь зритель слышит живое слово ведущего, находящегося в кадре, а видеоряд можно разнообразить техническими или игровыми сюжетами. В конце концов, известно, что именно видео-формат позволяет наиболее полно задействовать сенсорные системы, ведь большинство людей предпочтёт телевизор книгам или радио.



Не все знают, что учебная программа в формате DVD может быть интерактивной. Технология позволяет создавать согласующиеся между собой сюжетно видеофрагменты, которые в комплексе представляют собой аналог квеста, или ролевой игры. Для этого следует предусмотреть несколько вариантов развития сценария и для каждого снять цепочку сюжетов. В наиболее простом случае можно создать лишь одну последовательность, которая является верной, то есть ведёт к финалу (или, как вариант, получению отличной оценки обучающимся зрителем). Видеосюжеты формируют главы на DVD, навигация по которым возможна лишь в определённом порядке, по заранее заданному алгоритму. Зритель, просматривая фрагменты, может выбирать вариант развития ситуации, например, решая, что должен ответить продавец покупателю, когда тот просит помочь ему с выбором товара. Таким образом, можно говорить о формировании навыков у обучающихся, ведь они являются не просто зрителями, а участниками происходящего. Разумеется, целесообразно чередовать интерактивные сюжеты с теоретической частью, например, мини-лекциями в видео-формате. Ведь именно так можно сформировать модель поведения в определенной ситуации. Получается, что учебные видеокурсы, созданные по аналогичной схеме, можно назвать полноценными видео-тренингами, в отличие от просто лекций, снятых на видео, эффективность которых в плане обучения невысока.

В последние годы развитие технологий позволяет активно применять новые формы обучения, которые уже продемонстрировали свою эффективность. На смену DVD-формату пришёл Blue-Ray, а Интернет позволяет передавать всё большие объёмы информации. Реальным становиться то, что ещё вчера казалось сказкой. Возможно, в недалеком будущем получат повсеместное распространение системы виртуальной реальности. Кто знает, может со временем знания будут передаваться посредством электродов прямо в мозг обучаемым?..J Что касается ближайших перспектив корпоративного обучения, то мне кажется, что это будет некий симбиоз видео- и сетевых технологий. Возможно, в виде усовершенствованного варианта уже ставших популярными вебинаров, дополненного интересными обучающими видеосюжетами и интерактивными видео-кейсами.