РУС | ENG
 
 
Продукты и услуги
 
Правительство Ярославской области  
 

Постановка задачи

В рамках проекта создания комплексной системы развития государственных служащих в регионе в соответствии с Распоряжением Губернатора Ярославской области от 12.07.2010 г.          № 124-р  «Об утверждении квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам государственных гражданских служащих в сфере менеджмента» перед Управлением государственной службы и кадровой политики Правительства Ярославской области была поставлена нелегкая задача: обучить штат сотрудников Правительства Ярославской области численностью порядка 1300 человек по программе повышения квалификации государственных гражданских служащих в сфере менеджмента.

Срок подготовки проекта обучения к реализации составил 6 месяцев.

Для решения поставленной задачи в отведенные для нее сжатые сроки было принято решение об организации обучения с применением технологий дистанционного обучения (ДО), которые позволили учитывать индивидуальные возможности обучаемых, не отвлекать их от профессиональной деятельности, способствовать внедрению полученных навыков в практику.

Выбор технологической платформы

На момент обучения в Правительстве Ярославской области компанией «Лаборатория Мультимедиа» уже была внедрена система электронного обучения «WebTutor» (производство  компании «WebSoft»), позволяющая планировать обучение, назначать учебные курсы, получать обратную связь от пользователей. Система предоставляет возможность получать отчеты о прохождении обучения, о затраченном на это времени, об эффективности обучения (если предусмотрено контрольное мероприятие). Программный комплекс «WebTutor» был приобретен ранее в целях проведения обучения государственных служащих по программе формирования профессиональных знаний и навыков в сфере информационных технологий (согласно Распоряжению губернатора № 172-р «Об утверждении обязательных квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам в сфере информационных технологий»). В том числе система «WebTutor» использовалась для массового дистанционного обучения сотрудников по курсу «Изучение ресурса «ДИАрама» и способствовала решению указанных задач.

Чтобы избежать трудностей, возникающих при работе с новыми для многих сотрудников технологиями обучения, было проведено очное обучение всех государственных служащих по работе в системе «WebTutor», цель которого – формирование у слушателей навыков:

  • работы с учебными материалами в среде «WebTutor»;
  • работы с учебными информационными ресурсами Академии МУБиНТ

Вендором обучения была выбрана Академия МУБиНТ как наиболее передовой вуз, эффективно применяющий информационно-коммуникационные технологии в обучении и имеющий большой опыт работы в сфере государственного и муниципального образования,  менеджмента и бизнеса. По запросу Правительства Академия МУБиНТ, привлекая специалиста в сфере государственного и муниципального менеджмента (Гапоненко Александр Лукич, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой менеджмента Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ), разработала уникальные учебные материалы.

Форма электронного обучения государственных служащих

Обучение государственных служащих строилось по следующей схеме:

Электронный курс «Менеджмент»

На основе созданных  учебных материалов Лаборатория Мультимедиа совместно с автором и экспертами со стороны Академии МУБиНТ, РАНХиГС и Правительством Ярославской области  разработала электронный курс, который позволил воспринимать сложный материал в  удобной и доступной форме.

Курс состоит из 5 модулей, каждый из которых снабжен практическим заданием и тестированием для самопроверки.

Особенностью курса является то, что он основан на принципах  проблемного обучения. В начале каждого модуля пользователь получает практическое задание, которое он должен выполнить  по итогам изучения модуля.

Доступ к каждому очередному разделу предоставлялся обучаемым с периодичностью в 10 календарных дней, но только после успешного завершения изучения предыдущего раздела. Изучение раздела считалось законченным, если обучаемый выполнил все задания и успешно прошел тестирование по разделу.

В  учебнике максимально учтена специфика контингента обучаемых, а интерактивность и мультимедийные элементы обеспечивают активную, творческую работу с учебными материалами.




Содержание курса

Модуль 1. Современный менеджмент и его особенности в государственной службе.
1. Основы менеджмента
2. Особенности менеджмента в государственной службе
3. Организационные структуры

Модуль 2. Стратегический менеджмент.
1. Управление развитием
2. Анализ в управленческой деятельности
3. Стратегическое планирование
4. Управленческое решение
5. Управление риском
6. Контроль

Модуль 3. Управление персоналом
1. Общие вопросы управления персоналом
2. Мотивация
3. Стиль руководства
4. Социальные конфликты и управление
5. Этика руководителя
6. Культура организации

Модуль 4. Маркетинг
1. Маркетинговый подход в менеджменте
2. Маркетинговые стратегии
3. Маркетинговые коммуникации

Модуль 5. Стратегическое управление развитием территорий
1. Современные тенденции социально-экономического развития
2. Региональное развитие: цели, критерии и факторы
3. Региональный и муниципальный менеджмент: принципы, методы и функции
4. Социально-экономическая устойчивость развития регионов
5. Особенности менеджмента в отдельных сферах государственного и муниципального управления
6. Мониторинг социально-экономического развития региона
7. Территориальный маркетинг
8. Маркетинговые технологии продвижения региона
9. Организационные структуры органов государственной власти и местного самоуправления
10. Кадровый потенциал регионального государственного и муниципального управления
11. Перспективы использования информационных систем и технологий в управлении развитием территорий

Решение кейса в форуме

В начале каждого модуля предъявлялось практическое задание в виде анимированного кейса со сформулированными задачами, для решения которых необходимо изучить главы модуля.

Решение поставленных в кейсе задач обучаемые публикуют в форумах, а оценивают и комментируют их тьюторы обучения. В ходе выполнения кейса каждый обучаемый получает рекомендации от тьютора.

Обучаемые активно использовали работу в форуме, причем не только  при решении практических заданий курса, но и сообщали о технических ошибках в курсе, а также выносили на обсуждение вопросы и примеры, рассматриваемые в курсе.

Например, в форум поступали такие сообщения:

  • За последние годы сформировалось и развивается новое направление научного поиска, опирающееся на «теорию хаоса», на синергетическое знание. Ориентация на это направление - одна из важнейших тенденций развития современной управленческой мысли.
  • О теории хаоса имею некоторое представление. Но вот каким образом она применяется в современной управленческой мысли - это большой вопрос... Интересно было бы поговорить с этим человеком
  • Как-то поверхностно вы понимаете теорию хаоса... На уровне фильма "Эффект бабочки". В хорошо проанализированной системе последствия изменений вполне предсказуемы, просто нужно выбрать правильное пространство параметров. С меняющимися по времени параметрами (в вашей терминологии это изменение окружающей среды организации) динамическую систему (организацию) тоже можно рассматривать

Тестирование

После изучения каждого модуля обучаемые могли пройти тестирование для самопроверки с тем, чтобы определить уровень усвоения материала.

Организация такой системы обучения позволила приобретать знания и навыки без отрыва от основной профессиональной деятельности, учитывая индивидуальные потребности обучаемых.

Результаты обучения

Обучение с применением технологий ДО обеспечило:

  • сокращение времени освоения учебного материала (10 дней на изучение одного раздела учебника);
  • удобство для госслужащих в обучении в любое время и в любом месте;
  • оценку уровня освоения знаний и удовлетворенности обучаемых;
  • возможность  обучать неограниченное количество руководителей и специалистов (обучено 1 300 чел. за 60 дней);
  • повышение эффективности обучения.

По итогам своего обучения руководители и специалисты заполнили анкету обратной связи. В результате их обработки по разным параметрам была получена следующая статистика:


Насколько полезным для Вас лично было участие в форуме?

Оцените в баллах от 0 до 10 полноту содержательного раскрытия материала:

Оцените в баллах от 0 до 10, в какой степени вы можете использовать полученные знания на практике:

Возможность тиражирования проекта

Комплексное использование ИТ в подготовке госслужащих позволило:

1. Отработать технологию создания  качественных электронных учебников для сферы государственного и муниципального управления
2. Разработать и апробировать процессы повышения квалификации госслужащих на основе технологии электронного и смешанного обучения
3. Освоить технологию сетевого взаимодействия вузов-партнеров и заказчика
4. Создать необходимые методологические, организационные и технологические условия для тиражирования проекта повышения квалификации госслужащих в масштабах страны

Реализованный проект соединил в себе активную работу нескольких компаний:

  • Правительство Ярославской области – заказчик проекта
  • Высшая школа менеджмента и инноваций (ВШМИ) при Академии МУБиНТ  – организатор обучения
  • Компания «WebSoft» – поставщик системы дистанционного обучения
  • Специалисты  РАНХиГС  (Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ) – поставщики контента
  • Компания «Лаборатория Мультимедиа» – разработчик электронного курса.

Период реализации проекта составил 6 месяцев.

Использование отработанных схем взаимодействия позволяет говорить о возможности переноса уникального опыта, накопленного в ходе реализации проекта, и в другие регионы, где компания «Лаборатория Мультимедиа» может выступить интегратором системы «WebTutor».