Смешанное обучение может использовать различные учебные стили, используемые в классе. Чтобы дойти до каждого студента, преподаватель, в общем случае, должен применить смесь учебных методик, таких как лекции, активное обучение, демонстрации и игры.

В настоящее время, с появлением синхронного и асинхронного обучения, термин «смешанное» начал соотносится с широким кругом методик обучения, доступных профессионалу: проводимое в классе под руководством инструктора (instructor-led training - ILT), синхронное или асинхронное электронное обучение (e-learning), мобильные технологии и обучение-во-время-работы (on-the-job training - OJT).

Когда существует так много альтернатив, как руководителям учебных центров определить лучшую смесь, по каким факторам определять преимущество одного режима над другим?

Раз в два месяца IDC проводит через журнал Business Intelligence Board (BIB – журнал для руководителей департаментов обучения) опрос на различные темы, связанные с обучением, чтобы определить направление мыслей, радости и горести профессионалов обучения. В мае проводился очередной опрос. На данный момент 574 респондента высказали свои мысли о том, как правильно смешивать методы обучения.

Современная смесь: инструктор настраивает курс

В основном читатели BIB используют смесь методик обучения. Как показано на рисунке 1 (сравнение результатов опросов последних лет), «смешанность» определяется в основном инструктором или департаментом обучения. Причем процент респондентов, отмечавших такое состояние дел, немного увеличился за последний год.

Рисунок 1. Используемые методы проведения обучения.
Сверху вниз:
- полностью определяется преподавателем
- по большей части определяется преподавателем
- по большей части определяется студентом
- полностью определяется студентом

По сравнению с 2006, все более малая часть респондентов предоставляет студентам выбирать метод обучения. Это связано с тем, что все большее количество организаций успешно используют смешанное обучение, а студенты самостоятельно не могут разобраться в широком разнообразии методик.

Проведение обучения с полным контролем при широком выборе методик требует от компаний обеспечить библиотеку учебного контента в различных форматах. В условиях ограниченного бюджета департаментов обучения, с чем мы сталкиваемся сейчас, данный сценарий не может быть реализован в ближайшее время. Тем не менее, любое движение в направлении обеспечения более широкого выбора методик, несомненно, поможет процессам усвоения и продвижения обучения.

Существующая смесь: обучение в классе и E-Learning остаются превалирующими методиками

Респонденты опроса отмечают, что используют широкий круг опций как части своих смесей методов. Как показано на рисунке 2, обучение в классе остается главной методикой для большинства компаний, в то же время доля сочетания синхронного и асинхронного электронного обучения быстро растет и является второй по популярности методикой обучения.

Многие организации также используют формальное (обучение-во-время-работы) обучение – как ключевой компонент общей образовательной программы. В целом, говоря про стратегию электронного обучения, асинхронное обучение используется вдвое чаще чем синхронное.

Рисунок 2 Типы проведения обучения
Сверху вниз:
- обучение в классе
- синхронное электронное
- асинхронное электронное
- мобильные технологии
- формальное обучение-во-время-работы
- телевизионная спутниковая трансляция
- обучение на основе текстовых документов
- другое

E-learning и мобильные технологии – лидеры эволюции

Индекс роста обучения (рисунок 3), показывает все увеличивающуюся популярность e-learning и увеличение доли использования мобильных технологий. Это совпадает с последними исследованиями IDC, которые отмечают стремление увеличивать инвестиции в учебные технологии в ближайшие два года.

Большинство этих инвестиций нацелены на стремление соответствовать ситуации с увеличением мобильности рабочей силы в США. Увеличивается популярность мобильных технологий, таких как подкасты и видео по запросу, которые, несмотря на то, что остаются развивающимися технологиями, позволяют ученикам, находящимся на расстоянии, через мобильные телефоны и коммуникаторы, получать аудио и видеоматериалы. Наряду с этим отмечается уменьшение роста обучения с инструктором и обучения по текстовым материалам.

Рисунок 3. Индекс роста
Сверху вниз:
- асинхронное электронное обучение
- синхронное электронное
- основанное на мобильных технологиях
- формальное во-время-работы
- спутниковая видеотрансляция
- другое
- основанное на текстовых материалах
- под руководством инструктора

Движущие силы: большая зависимость между контентом и интерактивностью

При определении наиболее подходящей для целей компании смеси методик обучения, специалисты должны взвешивать преимущества каждого метода, связанные с ним расходы и требуемые ресурсы. На рисунке 4 показаны основные движущие силы, отмеченные читателями BIB для каждого метода проведения обучения.

Метод проведения обучения Резон 1 Резон 2 Резон 3
Обучение с инструктором в классе Наиболее подходящий метод для определенного типа контента Значимость взаимодействия студента и инструктора Значимость взаимодействия студента и инструктора
Синхронное электронное Менее затратен, чем обучение в классе Наиболее подходящий метод для определенного типа контента Значимость взаимодействия студента и инструктора в реальном масштабе времени
Асинхронное электронное Гибкий временной график при формате самообучения Менее затратен, чем обучение в классе Возможность охвата большой аудитории при малом расходовании ресурсов
Мобильные технологии Переносимость контента очень значима для обучающихся Наиболее подходящий метод для определенного типа контента Сетевое соединение не всегда возможно
Формальное во-время-работы Получение знаний требует постоянного наставничества Нужно для подкрепления других форм обучения Пропаганда культуры наставничества

Несмотря

на некоторую предсказуемость этих результатов, они демонстрируют важность связи между типом контента и методом проведения обучения, а также показывают, что взаимодействие студент-инструктор имеет важное значение при определении метода, что в частности определяет превалирование традиционных методов обучения.

Например, значимость взаимодействия студент-инструктор остается главной движущей силой при выборе как обучения в классе, так и синхронного электронного обучения. В то же время гибкость и стоимость – резоны выбора асинхронного e-learning.

Обучение с инструктором в классе: область обучения бизнес-знаниям

Сравнение предпочтительных методов проведения с областями контента показывает, что для участников опроса BIB использование обучения с инструктором важно для бизнес-знаний, а не для IT-знаний. 64 процента респондентов выбрали его предпочтительным методом для бизнес-контента, в то время как для IT-контента – только 36. Это не сюрприз, интерактивная природа большинства бизнес-курсов требует общения с преподавателем лицом-к-лицу. В то же время, треть респондентов выбрала одну из форм электронного обучения для IT-знаний, по сравнению только с 9 процентами, кто выбрал такую форму для бизнес-знаний.

В то же время, как показано на рисунке 5, преподаватели в обоих областях предполагают провести изменения в течении ближайших года-полутора лет. Для бизнес-знаний значимый процент респондентов хочет увеличить долю синхронного и асинхронного электронного обучения, заменив им традиционную методику.

Методики проведения для ИТ-обучения показывают те же тенденции. Только 11 процентов предполагают больше использовать обычное обучение в следующем году, и только очень малая группа хочет использовать методы, полностью определяемые инструктором. А большинство ИТ-тренеров смотрит в сторону увеличения доли электронного обучения.

Рисунок 5. Изменения в методах проведения обучения бизнес и ИТ знаниям.
Сверху вниз:
- больше обучения с инструктором в классе
- больше синхронного электронного обучения
- больше асинхронного электронного обучения
- больше обучения на основе мобильных технологий
- больше формального обучения-во-время-работы
- больше спутниковых видеотрансляций
- больше обучения на основе текстовых документов
- больше смеси методов, определяемой инструктором
- больше смеси методов, определяемой студентом
- не планируется изменений в течении 12-18 месяцев
- мы не используем таких типов обучения

Уровень знаний обучающихся и трудовой стаж: не влияет на состав смеси

Как показали результаты опроса последнего года, все методы проведения обучения одинаково значимы как для сотрудников с высоким уровнем знаний, так и для начинающих. Другими словами, например асинхронный e-learning одинаково подходит как для обучения сотрудников, обладающих большим набором знаний, так и для тех, у кого этот набор минимален.

Похожие выводы можно сделать и про стаж работы, то есть по мнению специалистов по обучению стаж работы или уровень знаний не является ключевым фактором при выборе метода проведения обучения.

Выгодность заботы о перспективе
Прослеживание эволюции смешивания методов может сильно помочь руководителям обучения в понимании эффективности развивающихся тенденций и технологий в индустрии обучения, но специалисты по развитию персонала должны быть осторожны и оценить уровень, прежде чем использовать эти находки как основу для принятия решений по обучению. Более важно поставить вопрос так: «Что наиболее важно для моих учеников?», чем так: «Что из этого можно использовать?». При определении идеальной смеси методов проведения обучения, руководитель обучения должен подобрать наиболее подходящий к каждому бизнес-контексту и определить роли обучающихся.

Источник: Chief Learning Officer
Автор: Сьюзен Ли (Susan Lee)