По моему мнению, те из нас, кто отстаивает ценность использования PLE, по сути, отстаивают свободу. Мы за свободу учащихся, вместо подавляющего, недобного и корежащего процесса обучения. Мы «пользователеориентированы», поскольку для нас важнее всего прогресс учащихся. Мы хотим адаптировать системы под людей, а не людей под системы.

Тони Каррер (Tony Karrer) недавно присоединился к этому движению к свободе, опубликовав свой пост «Горизонтальное обучение», в котором он цитирует пост Диколь Ой «Горизонтальные технологии обучения». Вертикальные технологии дают нам структуры с ориентацией «сверху-вниз», в которых создается целостный, сложный продукт (контент). Я бы определил такие технологии для систем обучения, микроэкономики, структурированной экспертизы и моделей предприятия. В то время как горизонтальные технологии – это для систем исследования, макроэкономики, смешанной экспертизы и органических моделей.

На этой неделе я нашел еще одно место онлайновых дискуссий: PLE и LMS – почему, зачем и как? Доводы защитников LMS тут представлены лучше и более аргуметированы, чем те, что я находил в других местах. Системы управления обучением, такие, как Blackboard, WebCT или Moodle, ограницивают учащегося рамками имеющихся модулей. По мнению сторонников PLE, это ограничивает свободу и права пользователей, ухудшает качество обслуживания.

Соотнеся себя в этих дебатах со сторонниками LMS, я бы указал на две серьезных проблемы (#1, #2), которые относятся к PLE. Но глядя с другой стороны в зеркало, могу указать на другие две проблемы (#3, #4), которые уже относятся к LMS.

Проблема первая (#1): Хроническая недостача сертифицированных специалистов, нехватка адекватного количества персонала для эффективного выполнения неавтоматизируемых задач.

Проблема вторая (#2): Затраты на привлечение неквалифицированных людей к  экспертизе,  представление малоопытных лиц в качестве экспертов.

Обе эти проблемы усугубляются возможностью людей учиться тому, чего хочется, нравится или вызывает интерес. Свобода PLE пересекается с возможностями, которые дает LMS's.

Проблема третья (#3): Психологические удары приводят к пассивному обучению, доминации системы и усилению конформизма: уменьшение самомотивации, рефлексии, креативности и сложности.

Проблема четвертая (#4): опасность воспитания послушных граждан, согласных с любой эксплуатационной политикой, с легкостью попадающих под влияние жадных корпоративщиков, потеря социальных ресурсов, готовых к инновациям, разрушению текущего статуса-кво, создание новых моделей социума. 

Обе эти проблемы усугубляются «протаскиванием» обучающихся через модули LMS. Приверженность LMS's стандартам качества подрывает стремление PLE's к свободе.

Источник: Блог "Growing changing learning creating"
Автор: Tom Haskins