После того, как я потратила столько времени, исследуя положительные аспекты обучения через социальные сети, я решила рассмотреть возможные негативные аспекты этого явления. Вот, что может стать потенциальной проблемой:

В нашей быстроразвивающейся культуре может снижаться способность выражать восхищение и сострадание.


В работе «Нейронные корреляты восхищения и сострадания» приведены результаты исследования, изучающего социальные эмоции, которые определяют человечность - восхищение и сострадание. Сканирование мозга показывает, что реакции восхищения и сострадания занимают больше времени, чем реакции связанные с восприятием таких явлений, как физическая боль. В реакциях чувственного сопереживания задействован значительно более сложный когнитивный процесс.

Идет ли наша быстроразвивающаяся медиакультура (подталкиваемая социальными сетями) к безразличию к человеческому страданию? Изменяются ли представления о человечности? Например, мы кучкуемся на YouTube, чтобы вновь и вновь посмотреть на смерть грузинского саночника на олимпиаде и сказать «ё-мое!». А затем выложить ссылку на видео в Твиттер, чтобы кто-нибудь еще смог сказать «ё-мое!» и выложить это в своем микроблоге, и это распространяется словно рак. Или, как говорят, «трендится». Но уделяем ли мы на самом деле должное время и участие происходящему, чтобы по настоящему сопереживать трагедии?

В упоминавшемся исследовании ученые говорят: Быстрота и параллельное восприятие требующей внимания информации, характерные для цифровой эры, должны понижать интенсивность такого рода эмоций, что чревато негативными последствиями.

Все это заставило меня подумать о насыщенном эмоциями электронном курсе о паллиативной медицине. Вы можете просмотреть маркетинговую демоверсию этого курса по данной ссылке (потребуется регистрация).


http://janetclarey.com/wordpress/wp-content/uploads/2010/02/enspire.png


Этот курс вызывает сильные эмоции. Демоверсия дает общее представление об эмоциональном уровне курса, но я прошла полную версию, и она заставила меня плакать. Надо же, электронный образовательный курс заставил меня плакать (и не над его качеством, а над тем, о чем стоит поплакать).

Такие эмоциональные переживания были чем-то, о чем я бы сказала раньше: «нет, наверное, это не подходит, не предназначено для электронного учебного курса».

Я думаю, этот курс дает слушателю время на то, чтобы прочувствовать эмоции. Курс позволяет слушателю оценить ситуации, как они есть, используя различные источники, такие, как графики, словари, видео и т.д. Изучающие данный курс не просто смотрят видео или клипы с YouTube, на которых запечатлены страдающие пациенты, а затем отправляются оказывать им помощь, а изучают процесс оказания помощи.

Я хотела сказать, что при разработке контента, требующего эмоционального сопереживания, пожалуй, следует избегать той поверхностности в восприятии информации, которая характерна для социальных сетей. Я не констатирую факт, я хочу открыть дискуссию, основываясь на данном примере.


В процессе быстрого обмена информацией наша способность проявлять восхищение и сострадание может снижаться.


Не надо считать, что электронные курсы не подходят для изучения контента, связанного с эмоциональными переживаниями. Наверное, просто нужно предусматривать при проектировании подобных курсов время, которое потребуется слушателям на восприятие эмоциональной составляющей.

Источник: http://janetclarey.com/
Автор: Janet Сlarey