В последние пару лет приверженность многих практиков в сфере образования социальному обучению — то есть использованию социальных сетей в работе для поддержки обучения, взаимодействия сотрудников, создания деловых связей и обмена знаниями — обрела почти религиозный пыл. И не без должного на то  основания. Социальное обучение зачастую дает более мощный и стойкий учебный опыт; оно помогает людям устанавливать и использовать социальные связи для ускорения и облегчения процесса обмена опытом, информацией и наставничества; позволяет обучающимся повысить свою производительность, учится быстрее и работать рациональнее.

Одной из причин, по которой многие профессионалы в области обучения и развития персонала испытывают затруднения в обосновании необходимости выделения бюджетов и ресурсов на нужды социального обучения, это неспособность четко сформулировать ценностное предложение. Как выглядит эта «ценность» и кто ее создает?

Можно ли все это подсчитать? Создание ценности с помощью социального обучения более вероятно тогда, когда нормы бизнеса и учебная экосистема «оптимальны».

Нормы бизнеса: какого рода деловые нормы способствуют созданию и поддержанию оптимальной учебной экосистемы?

Дальше от оптимума
Ближе к оптимуму
Основные принципы бизнеса - Повышение производительности стоит вне плана
- Сотрудники испытывают трудности с тем, чтобы найти время для завершения требуемого обучения
- Управление производительностью рассматривается сотрудниками как способ измерения их популярности
- Слишком много сотрудников с «высокой» производительностью
- Повышение производительности стоит в первых строках плана
- Управление производительностью рассматривается сотрудниками как точное отражение их достижений и способностей
- Сотрудники разделяют общее видение бизнеса, миссии компании, ее стратегии, понимают свою роль в их осуществлении
- Сотрудники в состоянии отслеживать производительность бизнеса в своей зоне ответственности
Учебные мероприятия - Бюджет, выделяемый на обучение и развитие персонала, слишком мал
- Квалифицированно обученных и подготовленных сотрудников слишком мало
- Обучение персонала с привлечением сторонних специалистов децентрализовано и носит случайный характер, не используется или используется слишком мало
- На обучение и развитие персонала, выделяется адекватный бюджет
- Специалисты по развитию и обучению персонала имеют хорошую репутацию и соответствующую подготовку
- Имеется стратегия обучения персонала с привлечением сторонних специалистов, сфокусированная на создании ценности
- Учебные мероприятия рассматриваются руководством, как стратегически важная бизнес функция
- Формальные программы подготовки кадров нацелены на критичные для компании трудовые ресурсы
Учебные сообщества - Учебных сообществ нет, или есть, но только с вертикальной структурой
- Учебные сообщества управляются сотрудниками, работающими на полставки, выполняющими базовые действия по администрированию, мониторингу и ведению отчетности
- Существуют учебные сообщества с вертикальной и горизонтальной структурой, они получают соответствующее финансирование
- В учебных сообществах есть достаточное количество работающих на полную ставку, активных и квалифицированных специалистов, способных позаботиться о должной стимуляции и поддержке учебного процесса
- Члены и управляющие учебного сообщества получают адекватную подготовку, инструкции и поддержку

(Учебная) экосистема: кто и что в учебной экосистеме влияет на создание эффективной системы социального обучения?

Дальше от оптимума
Ближе к оптимуму
Руководство - Централизованная вертикально организованная система распоряжений и контроля работают на обеспечение точности, соответствия и согласованности - Централизованная вертикально организованная система передачи методологических основ, концепций работы для развития креативности и новаторства
Стратегия - Раздельные стратегии для управления знаниями, коммуникации, создания деловых связей и обучения - Единая интегрированная стратегия управления знаниями, коммуникации, создания деловых связей и обучения
Назначение сообщества - Увеличение скорости и снижение стоимости формального обучения, вертикальной коммуникации, создания деловых связей на основе работы в команде, обеспечение взаимной совместимости сотрудников - Формирование креативной, новаторской и заинтересованной рабочей силы, способной к непрерывному обучению и совершенствованию
Место сотрудников в сообществах - Тоже, что и в формальной иерархии компании, повторяет рабочие функции и роли сотрудников - Самостоятельно формируемое, переходит традиционные границы, включая привлечение людей извне компании
Политики и вознаграждения - Жесткое использование мотиваторов персонала (типа «если ты делаешь это, получаешь то») и подход, базирующийся на предпосылке, что работники не способны понимать задачи или слишком эгоистичны чтобы сотрудничать, делиться и помогать другим членам сообщества - Акцент на мотивированных на конечную цель членов сообщества, предоставление им самостоятельности и саморегуляции, без использования излишних мотиваторов персонала (типа «если ты делаешь это, получаешь то»)
Поведение и установки менеджмента - Уверенность, что создание учебного контента и обмен знаниями – задачи только для экспертов, и что сотрудник должен в рабочее время налаживать деловые связи только в пределах установленного сообщества - Уверенность, что все сотрудники должны участвовать в создании учебного контента и обмене знаниями, сотрудничать, налаживать деловые связи и участвовать в сообществах по собственному выбору
Поведение и установки работников - Боязнь поделиться с коллегами тем что не было признано, одобрено или не совпадает с точкой зрения и убеждениями руководства - Уверенность в отсутствии негативных последствий за распространение информации о собственных ошибках, просьбу о помощи в разрешении беспокоящих вопросов и отсутствие дискомфорта у сотрудников продвигающих непопулярные или радикальные идеи
Социальные сети - Дискретные системы для способные решать единственную задачу, несколько различных опций для работы  социальными сетями, большое количество избыточных функций - Единая многоцелевая система масштаба предприятия интегрированная с ключевыми бизнес системами и рабочим процессом

Создание ценности: какого рода ценность создается оптимальными бизнес нормами и учебной экосистемой?

Затраты и результаты
Повышение индивидуальной производительности
Повышение групповой производительности
- Лучшее распространение учебного контента за ту же или меньшую стоимость, чем раньше
- Доступ к большему количеству уникальных пользователей за ту же или меньшую стоимость, чем раньше
- Более эффективное использование экспертов-специалистов и поставщиков учебного контента за ту же или меньшую стоимость, чем раньше
- Сокращение времени на внедрение или распространение учебных программ за ту же или меньшую стоимость, чем раньше
- Использование сотрудником онлайновых сетей для получения совета и поддержки, дающих повышение производительности
- Сокращение общего количества рабочих ошибок и количества сотрудников повторяющих ошибки
- Возможность найти требуемых экспертов или нужную информацию за меньшее время
- Увеличение количества примеров хорошей работы, самостоятельных мнений и идей повышает уровень знаний, навыков и возможностей
- Способность учебной сети давать быстрый и релевантный ответ на запросы каждого отдельного сотрудника положительно отличает ее от формальных учебных программ
- Структура учебного сообщества и учебной культуры преобразующаяся в более гибкую структуру предприятия и более мотивированную рабочую силу
- Более быстрое и качественное принятие решений путем достижения консенсуса в сети с большей уверенностью в тщательной обдуманности решения
- Улучшение процесса внедрения инноваций достигаемое за счет подключения к «толпе знаний» и проведения экспертной оценки в рамках организации
- Приведение деятельности рабочих групп в большее соответствие со стратегией организации
- Более быстрые коммуникация и взаимодействие для улучшения непрерывной производительности

Оценка факторов, влияющих на социальное обучение

Сегодня организации либо активно рассматривают, либо начали внедрение инструментов для работы с социальными сетями для осуществления социального обучения. Такие компании медленно приходят к осознанию того, что ключ к их успеху это оптимальные деловые нормы и учебная экосистема.

Насколько ваши деловые нормы и учебная экосистема «здоровы»?

Создает ли социальное обучение ценность для вашей организации?

Хотите ли вы оценить влияние социального обучения и определить как создавать большую ценность?

Приглашаем вас принять участие в исследовании с использованием бесплатного диагностического инструмента. Не потребуется приобретать никаких дополнительных продуктов или услуг.

Процесс диагностики делится на две части. Первая часть, это онлайновое обследование, собирающее информацию о деловых нормах. Каждой организации, участвующей в исследовании, требуется пройти обследование бизнес норм. Вторая часть, это онлайновый опрос сотрудников. Опрос содержит 50 вопросов и потребует около 15 минут на его прохождение. Все ответы анонимны и итоговые результаты не позволяют отследить источник информации.

Участвующие организации должны разрешить исследователям публикацию и обсуждение результатов исследования. Исследователи сохранят неприкосновенность частной жизни организаций и их сотрудников, сделав невозможным сопоставление результатов исследований с конкретными организациями или их сотрудниками.

Организации - участники получат отчет с результатами, рассчитанными на основании данных, полученных от их сотрудников, и смогут сравнить их с обобщенными данными, полученными от всех участвующих организаций.

Источник: http://www.entreprisecollaborative.com/
Автор: Эрик Давидов (Eric Davidove), доктор философских наук