В начале был текст... И обучение в электронной форме не сильно отличалось от чтения учебника.
Затем возникло Слово - "Интерактивность".

Интерактивное обучение стало новой мантрой, которую повторяли сотни и тысячи авторов учебных материалов. Интерактивности надо было добиваться любой ценой и при любой удобной возможности. И если изначально цель была в том, чтобы обучающийся на заснул знакомясь с материалом и запоминаемость материала увеличилась, то результатом стали учебный материалы в которых он вынужден был как сумасшедший щелкать мышкой во все стороны и не мог не то что заснуть, но и перевести дух.

Все описанное выше относится к началу 90-х годов прошлого века, когда новые технологии позволили сделать революционный скачок в разработке интерактивных учебных материалов. Лишь спустя некоторое время профессиональные психологи провели оценку реального эффекта от интерактивного электронного обучения и дали свои комментарии к некоторым утверждениям, считавшимся очевидными.

1) Интерактивноcть улучшает внимание. Повышенное внимание должно улучшать качество обучения.
В результате исследований выяснилось, что если после прочтения материала учащемуся задают вопрос по одной из рассмотренных тем, то это улучшает запоминание материала по этой теме. Однако эта интерактивность никак не улучшает запоминание материала по другим темам.
Вывод: не внимание к материалу в целом (возможно вызванное интерактивными возможностями учебного продукта), улучшает качество обучения, а внимание к конкрентым темам.

2) Предоставление обратной связи учащимся после интерактивного вопроса улучшает качество обучения.
Это несомненно так, но как показали исследования запоминание информации, улучшается даже если после ответа на вопрос по этой теме учащийся не получает от системы обратной связи.
Вывод: Самое главное это задать учащемуся правильный вопрос и заставить его дать на него ответ, обратная связь второстепенна

3) Если учащийся был неправ отвечая на вопрос, то его нужно заставить
Исследование показало, что повторное знакомство с учебным материалом, вызванное неверным ответом на интерактивный вопрос никак не влияет на качество обучения.
Вывод: на качество обучения влияет реакция учащегося на вопрос, а не реакция системы обучения на его ответ

Основной вывод проведенных исследований таков: основной положительный эффект от интерактивности при обучении достигается в результате того, что она заставляет учащегося извлекать только что полученную информацию из памяти.

По материалам ELearning Magazine