РУС | ENG
 
 
Ресурсы
 
МедиуМ - Учебные cимуляторы в области медицинского образования  
 

Автор идеи:  Дюсьмикеев Андрей, dusmikeev@amedium.com,

1. С какой целью создавалось данное решение?

Даная категория учебных средств предназначена для решения задач обучения, исследования и информирования медицинских специалистов в формате электронного обучения.

2. Опишите суть этого решения

Любая деятельность (в т.ч. и врачебная ) может рассматриваться как система принятия решений в соответствии с предоставленными данными, поэтому главной задачей при создании «медицинских» симуляторов является описание схемы принятия решений в определенной области данных. Так, например, в общем случае при лечении пациента:
- изучаются основные и дополнительные симптомы заболевания,
- назначаются исследования и анализы,
- проводится постановка диагноза,
- определяется и назначается основная схема лечения (вложенный алгоритм, дополнительно),
- даются рекомендации по рациону питания, режиму дня и пр.,
- назначаются физиопроцедуры или поддерживающие мероприятия.

В симуляторе учащийся проходит те же самые этапы, что и в реальной практике. При этом суммируется опыт клинических случаев различных заболеваний, на каждом этапе составляется карта данных – измеримых и описательного характера. После этого можно приступать к алгоритмизации процесса.
За алгоритмизацией следует выбор способа визуального представления процесса. В результате мы получаем симулятор диагностики и лечения определенного заболевания.

И хотя симулятор не описывает абсолютно всех возможных вариантов, к этому можно стремиться, указывая точки предоставления недостающей информации и постоянно дополняя схему процесса (в формате excell-таблицы) данными из практики.
Пример. Учебный проект «Алгоритмы диагностики и лечения гастроэнтерологических заболеваний» от компании KRKA, Словения.




3. Расскажите, как возникла идея данного решения?

Традиционный способ обучения сотрудников компаний новому препарату или системе лечения определенного заболевания – это предоставление текстовых материалов в виде исследований и публикаций, демонстрация механизма развития заболевания и механизма действия препарата. Такова классическая схема обучения медицинских представителей, врачей и фармацевтов.




Наша компания реализовала около сотни подобных проектов с лидерами фармацевтического рынка России и стран СНГ. Однако перенесение принципов обучения бизнес-процессам на почву подготовки «медицинских» проектов позволило сформулировать новые схемы обучения в таких консервативных областях человеческого знания, как медицинская наука и практика.

4. Сколько времени заняли разработка и внедрение данного решения?

Основа решения задачи – формирование области знаний (включая ее систематизацию) по предмету курса (заболеванию или препарату) занимает порядка 70% времени при создании такого проекта. Сроки разработки алгоритмической и визуальной частей, как креатив выполняющей компании, зависят от опыта, готовых приемов и методов воплощения и профессионализма исполнителей. Как правило, такой проект выполняется в течение 30 дней после предоставления и согласования всех необходимых данных.

5. Как давно используется это решение?

Начало таким решениям было положено еще 2006-2007гг. в серии продуктов для больных аллергией («Никомед»). Это симуляторы:

«Дневник и рацион питания больного аллергией»,





«Симулятор аллергенности лекарственных средств»,




«Симулятор ремонта и уборки комнаты больного аллергией»,




..а также интерактивный календарь цветения и пыльцы растений и ряд других проектов.

6. Возникали ли какие-нибудь трудности при разработке или использовании данного решения? Если да, то какие?

Основная трудность – наиболее полное описание области знаний, а также экспертиза системы принятия решений.

7. Какова была реакция сотрудников на внедрение этого решения?

Решение получило и получает только положительные отзывы. В данный момент оно получило развитие и совершенствование как одна из областей знания по определенной тематике.

8. Перспективы развития и применения такого решения.

Приёмы алгоритмизации диагностики и лечения заболеваний давно, прочно и не нами введены в практику медицинского обучения. Однако мы предложили перенести их на платформу электронного образования и реализовать возможности визуализации данных, системы принятия решений и демонстрации механизмов заболевания и действия препаратов.

Воплощения подхода создания симуляторов в медицинском обучении и программах информирования пациентов многогранны. Многочисленные идеи подкрепляются креативным подходом, нестандартными алгоритмическими и графическими решениями.

Вот несколько примеров: