Среди учреждений, занимающихся дистанционным обучением на отечественном рынке образовательных услуг, уже шесть лет действует совместный дистанционный центр Южно-Уральского Государственного Университета (ЮУрГУ) и Института общего среднего образования Российской Академии образования (ИОСО РАО). За последние годы в этом центре созданы и апробированы в условиях реального учебного процесса несколько курсов для учащихся средних школ, а также для системы повышения квалификации преподавателей.

Курсы, проводимые ЮУрГУ и ИОСО РАО, отличаются от всех прочих подобных тем, что они проводятся с использованием новых педагогических технологий и активных методов обучения (метод проектов, исследовательский метод, деловые игры, психологические тренинги и пр.), предполагающих постоянное общение всех участников обучения друг с другом.

С одной стороны, использование подобных технологий дает неоценимые преимущества по сравнению со ставшим уже традиционным переносом в Интернет лекционно-семинарской формы занятий, в которой преобладает самостоятельная работа «дистанционного» студента, а процесс общения с другими студентами и с преподавателем отходит на второй план. Дистанционные курсы, организованные с использованием активных методов, оказываются более эффективными за счет постоянного контакта всех участников процесса обучения друг с другом.

Однако, как показал опыт проведения курсов ЮУрГУ и ИОСО РАО, постоянное общение участников обучения друг с другом в рамках учебного процесса таит в себе немало «подводных камней». Речь идет, прежде всего, о том, что Интернет – среда весьма специфичная, развивающаяся по своим законам и правилам. Ведь не случайно в Интернет действуют свои правила телекоммуникационного этикета, распространяющиеся как на переписку по электронной почте, так и на разнообразные по форме телеконференции и дискуссии в режиме реального времени. Следовательно, организуя дистанцио
нное обучение в Интернет, необходимо учесть особенности этой коммуникационной среды. Другой проблемой является то, что и студенты, и преподаватели, начинающие работать в Интернет, нередко сталкиваются с трудностями психологического порядка. К числу подобных трудностей можно отнести, например, неумение вести себя на сетевой дискуссии (молчание, агрессивное поведение, неумение отстаивать свое мнение, лаконично и уверенно выступать и пр.), сложности в личном общении с преподавателем по электронной почте, неумение самоорганизоваться и рационально сплани
ровать самостоятельную работу с учебными материалами и пр.

Среди прочих, общих проблем, можно также выделить:

· трудности с установлением межличностных контактов между участниками процесса обучения;

· проблемы формирования эффективно работающих малых учебных групп;

· повышение мотивации обучения;

· создание благоприятного психологического климата при проведении обучения;

· адекватность поведения самого преподавателя выбранным для дистанционного обучения методике и педагогической технологии;

· соблюдение норм и правил действующего в Интернет телекоммуникационного этикета; соблюдение норм педагогической этики в отношении дистанционных студентов;

· периодическое возникновение конфликтов внутри учебной группы;

· снятие агрессивных проявлений, стрессов у участников процесса дистанционного обучения и т.п.

Организация эффективного дистанционного обучения в условиях Интернет невозможна без учета, с одной стороны, особенностей телекоммуникационной среды, а с другой, особенностей поведения человека в этой среде. Интернет представляется участникам процесса дистанционного обучения (учащимся, преподавателям) в качестве новой коммуникационной среды, которая порождает новые ситуации и отношения.

Специфика общения в сети определяется тем, что в Интернет происходит смена ведущего сенсорного канала на визуальный. Следовательно, при создании различных средств обучения (образовательных веб-сайтов, веб-учебников, справочных систем и пр.) необходимо еще на этапе их проектирования, а также при использовании их в учебном процессе учесть наиболее важные психолого-физиологические особенности восприятия человеком информации, представленной в визуальной форме. С развитием мультимедийных средств, включенных в Интернет (например, видео- и аудиотелеконфер
енций), становится актуальным и изучение особенностей восприятия информации в речевой форме. Это позволит не только повысить эффективность и качество дистанционного обучения, но и снимет лишние учебные нагрузки на учащихся.

Во-вторых, общение участников дистанционных курсов по Интернет преимущественно в вербальной форме позволяет им принять новые социальные роли. При этом форма взаимодействия участников обучения друг с другом может прямо транслироваться из реальной жизни, может частично изменяться, а может и порождаться в виде абсолютно новой и непривычной с точки зрения сложившихся привычек и традиций формы.

Авторы и разработчики дистанционных курсов, а также преподаватели и координаторы, проводящие дистанционное обучение, по-видимому, также должны взаимодействовать с психологами на всех этапах работы над курсом в целях повышения его эффективности. Учебное заведение или организация системы дополнительного образования, осуществляющие дистанционное обучение, должны включить в штат своих сотрудников профессиональных психологов, владеющих в достаточной степени навыками работы со средствами новых информационных и коммуникационных технологий и выполняю
щих свои функциональные обязанности в новой среде обучения.

Главной целью психолого-педагогической поддержки учащихся является создание благоприятного психологического климата при проведении дистанционного обучения. Помимо этого не менее важной целью является оказание помощи учащимся в выработке индивидуальной образовательной траектории, ориентированной на эффективное сочетание различных форм обучения, включая дистанционное.

Проанализировав возникшие проблемы, коллектив авторов дистанционных курсов ЮУрГУ и ИОСО РАО под руководством к.п.н. Моисеевой М.В. и к.ф-м.н. Кривощекова В.А. пришел к выводу о необходимости привлечения профессиональных психологов к разработке и проведению дистанционных курсов. В результате проведенной работы появилась Концепция психолого-педагогической поддержки дистанционного обучения.

__________________________________________________________________

Концепция психолого-педагогической поддержки дистанционного обучения

Авторы концепции: Моисеева М.В. (ИОСО РАО, Москва); Лысенко О.Ю, Кретов К.П., Елагина О.Б. (ЮУрГУ, Челябинск)


1. Общие положения
Дистанционное обучение - это обучение на расстоянии, при котором преподаватель и учащийся разделены пространственно. В настоящее время, в связи с активным развитием и использованием в образовательной сфере средств новых информационных технологий дистанционное обучение выделилось из сферы заочного обучения и обрело самостоятельную жизнь. Дистанционное обучение, основанное на использовании современных информационных и коммуникационных технологий, позволяет осуществить многоцелевые, в том числе трансдисциплинарные, образовательно-профессиональн
ые программы, доступные различным социальным группам и слоям населения. Среди прочих разновидностей дистанционного обучения все большую популярность завоевывает дистанционное обучение на базе Интернет-технологий.

Телекоммуникационная среда Интернет обладает рядом специфических особенностей (открытость, доступность, интерактивность и т.д.), которые необходимо учитывать при проектировании, создании и проведении дистанционных учебных курсов. Учащиеся, работающие в телекоммуникационной среде в рамках того или иного дистанционного курса, как правило, сталкиваются с целым рядом проблем психологического характера и испытывают потребность в консультациях профессиональных психологов.

Авторы и разработчики дистанционных курсов, а также преподаватели и координаторы, проводящие дистанционное обучение, также должны взаимодействовать с психологами на всех этапах работы над курсом в целях повышения его эффективности. Следовательно, учебное заведение или организация системы дополнительного образования, осуществляющие дистанционное обучение, должны включить в штат своих сотрудников профессиональных психологов, владеющих в достаточной степени навыками работы со средствами новых информационных и коммуникационных технологий и выпол
няющих свои функциональные обязанности в новой среде обучения.

2. Цель и задачи психолого-педагогической поддержки дистанционного обучения
Для обеспечения психолого-педагогической поддержки учащихся, получающих образование или повышающих свою квалификацию в форме дистанционного обучения, необходимо включить в штат сотрудников учебных центров, обеспечивающих процесс обучения, профессиональных психологов. Целью психолого-педагогической поддержки учащихся является создание благоприятного психологического климата при проведении дистанционного обучения. Помимо этого не менее важной целью является оказание помощи учащимся в выработке индивидуальной образовательной траектории, орие
нтированной на эффективное сочетание различных форм обучения, включая дистанционное.

Задачи психолого-педагогической поддержки дистанционного обучения:

Достижение поставленных целей при организации и функционировании службы психолого-педагогической поддержки учащихся дистанционных форм обучения будет возможно при решении следующих задач:

· Изучении среды (коммуникативной, и среды как совокупности индивидуальных особенностей участников), реальных ресурсов (психологических) дистанционного обучения;

· Изучении личностных особенностей, уровня развития психических свойств и качеств, особенностей межличностных отношений участников дистанционного обучения, имеющих значение для обеспечения эффективности процесса обучения.

· Популяризации и последующей передачи участникам дистанционного обучения значимой информации по психологической тематике;

· Создании наиболее благоприятных условий для развития необходимых качеств учащегося и преподавателя, и полноценной адаптации конкретного индивида к условиям обучения;

· Обеспечении индивидуально–дифференцированного подхода в обучении, основывающегося на индивидуальных психологических особенностях конкретного индивида.

3. Основные направления психолого-педагогической поддержки дистанционного обучения
Организация психолого-педагогической поддержки процесса дистанционного обучения предполагает несколько направлений работы: аналитико-диагностическую, просветительскую, консультативную и методическую. Участие профессионального психолога необходимо на всех этапах проектирования, создания и проведения дистанционных курсов. При этом психологи работают в тесном взаимодействии с преподавателями и координаторами, проводящими обучение.

1. Аналитико-диагностическая работа
Аналитико-диагностическая работа психологов при дистанционном обучении включает следующее:

· Осуществление мониторинга дистанционных курсов.

Цель: оценка эффективности дистанционного обучения.

· Изучение индивидуальных особенностей личности учащихся, выявление познавательных и профессиональных интересов, определение индивидуального стиля познавательной деятельности и т. д.

Цель: осуществление индивидуального подхода в условиях Интернет, выработка «индивидуальной образовательной траектории» учащегося.

· Мониторинг взаимодействия субъектов образовательного процесса.

Цель: профилактика и предупреждение конфликтных и проблемных ситуаций, связанных со спецификой общения в Интернет.

Особенности диагностики в условиях дистанционного обучения
Одной из форм дистанционного обучения является дистанционное обучение в условиях телекоммуникационной среды Интернет. Эта среда обладает определенными специфическими свойствами, влияющими как на личность учащегося, так и на сам процесс обучения.

Специфику Интернет необходимо учитывать и при проведении психодиагностики.

Представленные на психологических по тематике сайтах Интернет методики не всегда отвечают основным требованиям, предъявляемым к психологическим тестам (надёжность, валидность, достоверность, репрезентативность). Кроме этого, существуют определённые условия для передачи информации в сети (объем теста), которые нужно учитывать. Отсюда следует необходимость адаптации имеющихся и разработки новых методик.

Существующие программные способы обработки данных могут выявлять некоторые тенденции, но не всегда с надёжностью учитывают индивидуальные особенности тестируемых. Данные, полученные в результате компьютерного тестирования, должен обрабатывать и интерпретировать квалифицированный специалист–психолог.

Проведение диагностики должно предусматривать наряду с количественными применение качественных методов получения социально-психологической информации. Специфика проведения групповых качественных методов (фокус-групп, креативных групп, мозгового штурма) позволяет использовать их как в процессе индивидуальной диагностики, так и при анализе процессов групповой динамики.

2. Просветительская деятельность
Просветительская деятельность психологов при дистанционном обучении включает различные мероприятия, направленные на повышение общей психологической грамотности участников обучения, работающих в Интернет.

Цель: Предупреждение и устранение причин, вызывающих нарушения целостной работы системы дистанционного обучения.

Особенности просвещения в условиях дистанционного обучения

В условиях Интернет психологическое просвещение проводится как в интерактивном режиме (форма психологической консультации по конкретному запросу), так и в форме ссылок на имеющиеся психологические ресурсы в сети. Отличительными особенностями передачи психологической информации должны стать:

· Отбор и логическое упорядочивание полезной информации (об особенностях телекоммуникационной среды, о специфике коммуникации в условиях Интернет, о когнитивных особенностях и индивидуальных стилях познания, о проблемах мотивации, самооценки и целеполагания и др.) в зависимости от того, кому эта информация предназначена.

· Наглядность и простота.

· Практическое применение психологических знаний и умений.

3. Консультативная работа
Консультативная работа предполагает взаимодействие психологов с различными группами участников дистанционного обучения, включающее:

· Консультирование авторов и разработчиков дистанционных курсов по вопросам подготовки учебных материалов, формы их представления в Интернет, а также по организации работы виртуальных учебных групп.

Цель: Проектирование и разработка учебных дистанционных курсов с учетом требований современной психологической науки.

· Консультирование участников системы дистанционного обучения по вопросам развития, обучения, профессионального и личностного самоопределения.

Цель: Реализация индивидуального подхода в системе дистанционного обучения.

· Консультирование по конкретным личностным проблемам, возникающим в процессе обучения.

Цель: Повышение эффективности процесса обучения и коммуникаций в сети.

Особенности консультирования в условиях Интернет

Консультирование в Интернет носит преимущественно интерактивный характер (но не исключает прямого взаимодействия с психологами!) и может иметь несколько вариантов проведения в зависимости от поставленной преподавателем или учащимся проблемы:

1. Индивидуальное консультирование по переписке и в диалоговом режиме (чат или прямой контакт, если это необходимо).

2. Консультирование в режиме группового обсуждения («дискуссионный клуб») проводится по заявленной проблеме в любой из форм дистанционного обучения: телеконференция, чаты для минигрупп, конференции в режиме реального времени.

3. Тренинговые формы групповой работы, адаптированные к условиям взаимодействия в Интернет (помощь в самораскрытии, самопрезентации, выработка коммуникативных навыков) и опирающиеся на возможности современных компьютерных технологий.

4. Методическая деятельность
Психолог совместно с автором дистанционного курса и преподавателем, осуществляющим обучение, вырабатывает психологическую компоненту курса. Речь идет об определённых психологических механизмах, обеспечивающих высокий уровень мотивации и индивидуально–дифференцированный подход к обучению.

4. Некоторые формы и задачи деятельности психолога в работе с участниками дистанционного обучения
Работа психолога в рамках дистанционного обучения предполагает несколько вариантов ее организации в зависимости от конкретных задач, стоящих перед психологом. Можно выделить две основные модели деятельности психолога при проведении дистанционных курсов:

5. Психолог работает напрямую с участниками образовательного процесса (по переписке, в чате, при непосредственном взаимодействии).

6. Психолог работает через посредника (координатора курса), не вступая в прямой контакт с участниками учебного процесса. Получает материалы по данному запросу, анализирует содержание, результаты обследований, предлагает рекомендации.

Психолог работает со следующими участниками:

С менеджерами:
· Помогает в кадровом отборе (разрабатывает профессиограммы участников дистанционного обучения);

· Помогает в организации и проведении мониторинга качества дистанционного обучения (анкетирование, тесты, наблюдение, групповые качественные методы и др.);

· Помогает в вопросах рекламы отдельных курсов и дистанционного обучения в целом (в разработке рекламной стратегии, применении конкретных рекламных технологий, анализе эффективности рекламы, отслеживании динамики спроса и т.д.);

· Помогает в вопросах PR (изучении общественного мнения, информационном продвижении дистанционного обучения как продукта на рынке, установлении контактов и получении обратной связи от потенциальных потребителей и пр.).

С авторами курсов:
· Консультирует по формированию содержательных модулей (с учетом индивидуальных особенностей учащихся);

· Консультирует по форме передачи информации;

· Консультирует по организации и проведению контрольных мероприятий.

С координаторами:
· Дает рекомендации по вопросам психологической поддержки участников дистанционного обучения (обеспечение необходимой теоретической информацией, результатами исследований и т.д.);

· Помогает в решении индивидуальных проблем участников дистанционного обучения;

· Помогает в отслеживании и регуляции (поддержке) мотивации учения;

· Помогает в организации и проведении мониторинга взаимодействия участников дистанционного обучения (анкетирование, тесты, наблюдение и др.);

· Помогает в формировании учебных групп – дает прогноз совместимости и результативности;

· Помогает в отслеживании групповой динамики;

· Помогает в организации и осуществлении прямых и обратных связей.

С учащимися:
· Проводит диагностику личностной, интеллектуальной и мотивационной сфер учащегося для обеспечения индивидуального подхода в обучении, основанного на особенностях конкретного субъекта;

· Осуществляет индивидуальное консультирование учащихся (по вопросам мотивации, самооценки, особенностей когнитивной сферы, самоорганизации, профессиональной направленности и т.д.) для определения индивидуальной траектории обучения;

· Отслеживает специфические трудности, связанные с отношением к компьютерной форме общения, особенностями подачи информации и др.;

· Помогает в овладении навыками виртуального общения (индивидуальное и групповое обучение и консультирование);

· Помогает в разрешении конфликтных ситуаций, связанных с общением в процессе обучения.

5. Профессиональные требования к психологам, участвующим в системе дистанционного обучения
Работа психологов в сфере дистанционного обучения, осуществляемого по Интернет, выдвигает новые специфические требования к уровню подготовки психолога. Эти требования, помимо прочих, включают подготовку в области компьютерных телекоммуникаций и умение работать с компьютером на уровне продвинутого пользователя. Психолог должен иметь общепсихологическую и/или специальную психологическую, включающую знания и умения:

· по общей психологии и психологии личности;

· по психологии индивидуальных различий;

· по основам психодиагностики, включая знания в области психодиагностики в условиях Интернет;

· в области психологического консультирования (индивидуального и/или группового) и умения применять их в условиях Интернет;

· в организации и проведении экспериментальной работы.

6. Мероприятия, направленные на обеспечение профессиональной психолого-педагогической поддержки дистанционного обучения
Для организации профессиональной психолого-педагогической поддержки дистанционного обучения необходимо проведение следующих мероприятий:

1. Включить профессиональных психологов в группу разработчиков образовательных сайтов и прочих программных средств учебного назначения, использующихся при дистанционном обучении;

2. Включить профессиональных психологов в группу разработчиков диагностических средств, использующихся в психолого-педагогических исследованиях;

3. Организовать и провести психолого-педагогические исследования, связанные с учебно-познавательной деятельностью учащихся в Интернет;

4. Организовать и провести психолого-педагогические исследования, направленные на отслеживание эффективности и своевременную коррекцию нарушений функционирования системы дистанционного обучения;

5. Организовать работу психологов-консультантов, проводящих как индивидуальную работу с участниками дистанционного обучения, так и участвующих в консультировании в режиме группового обсуждения.

Источник: Учитель.ру (Журнал "Дистанционное образование" )