Все новое проходит определенный путь: 1. Все это ерунда... 2. В этом что-то есть… 3. Кто этого не знал… Такой же путь сейчас проходит и дистанционное обучение. Вот краткий обзор его развития в мире.

1. Считается, что первая попытка создания дистанционной формы обучения была предпринята Яном Коменским 350 лет назад, когда дистанционное обучение проявилось на практике иллюстрированными учебниками. Он ;также создал базу для использования системного подхода в образовании, написав свою «Великую дидактику». Многие исследователи признают его родоначальником дистанционного обучения в образовании.

2. В конце XIX века появился прародитель дистанционного образования ;— «корреспондентское» обучение. Дистанционное обучение строилось так: студент посылал учителю свои письменные работы, получал по почте комментарии преподавателя и новую порцию учебников. Эти изменения произошли благодаря появлению регулярной почтовой связи. Дистанционное обучение очень понравилось тем, кто жил вдали от крупных городов и не мог обучаться в обычных заведениях— для многих людей тогда это было единственной возможностью получить серьезное образование.

3. Дистанционное обучение, еще в Советском Союзе, заинтересовало британских ученых. В Британии было принято решение о формировании подобной дистанционной системы. Правительство Великобритании выделило под этот проект значительные средства. Дистанционное обучение требовало учебных планов, программ, учебно- методических пособий и образовательных технологий.

4. Проект первого в мире университета дистанционного образования Open University взял под личный контроль премьер- министр Харольд Уилсон. Открытый университет учредила сама королева, а канцлером (ректором) назначили спикера палаты общин. Было сделано все, чтобы университет стал одновременно и массовым, и престижным.

5. На этой основе начал функционировать Открытый Университет Великобритании, дистанционное обучение в котором до сих пор является одним из мировых лидеров. В нем ежегодно учится 200 тысяч человек. Открытый Университет Великобритании (Open University) был назван так, чтобы показать его доступность за счет невысокой цены и отсутствия необходимости часто посещать аудиторные занятия.

6. Внедрив у себя идеи дистанционного обучения, англичане поначалу принимали заявления на обучение только от граждан Соединенного Королевства, но увидев эффективность начали принимать заявления на дистанционную форму обучения и от иностранцев.

7. Премьер- министр Харольд Уилсон поначалу представлял себе, что даст дистанционному обучению название «эфирный университет». Телевидение и радио должны были «доставлять» преподавателей на дом к ученику. Потом появилась мысль использовать для этого обычную почту. В конце 90х годов ХХ века появилась возможность осуществлять дистанционное обучение более дешевым и оперативным способом — по электронной почте.

8. Заочное образование возникло в результате попытки улучшения качества. В его основе лежит эксперимент по скрещиванию корреспондентского и очного обучения.

9. В России датой официального развития дистанционного обучения можно считать 30 мая 1997 года, когда вышел приказ № 1050 Минобразования России, позволяющий проводить эксперимент дистанционного обучения в сфере образования.

10. Французский национальный центр дистанционного обучения (CEND) был основан в 1969 году. О размахе его деятельности свидетельствуют следующие данные: количество учебных курсов — 2,5 тысячи, количество пользователей 350 тысяч, филиалы в 120 странах мира, 5 тысяч преподавателей участвуют в разработке учебных дистанционных курсов и образовательной деятельности. Технические средства, используемые в организации работы дистанционного обучения CEND, включают в себя спутниковое телевидение, видео- и аудиокассеты, электронную почту, Internet, а также традиционные литературные источники.

11. Дистанционное обучение в Европе — крупнейшие- это Национальный университет дистанционного образования (UNED) в Испании (58 учебных центров в стране, 9 за рубежом) и Балтийский университет (BU) со штаб- квартирой в Стокгольме, объединяющий 10 стран Балтийского региона.

12. В 1989 г. в США идея дистанционного обучения воплотилась в системе публичного телевещания (PBS TV), которая представляет собой консорциум 1500 колледжей и телекомпании. PBS TV включает в себя несколько учебных программ, которые передаются по четырем образовательным каналам. Особое место среди них занимает программа дистанционного обучения взрослых (PBS Adalt Learning Service), которая предлагает курсы в различных областях науки, бизнеса, управления.

13. Одним из наиболее авторитетных в области дистанционного образования сегодня признается Пенсильванский университет (Penn State University). Его опыт использовался ЮНЕСКО при создании концепции виртуального университета.

14. Дистанционные образовательные бизнес- программы составляют 25% всех дистанционных образовательных программ в Америке. Такие компании как General Motors, J. C. Penny, Ford, Wal- Mart, Federal Express осуществляют повышение квалификации персонала через частные корпоративные образовательные сети. Внутреннюю спутниковую образовательную сеть использует для дистанционного обучения корпорация IBM.

15. В России в 2001- 2002 годах наблюдалось резкое сокращение объемов подготовки студентов по заочной форме обучения и большее распространение дистанционного обучения.

16. Исследования растущей популярности дистанционного обучения в образовании выделяют тому четыре причины:

· для дистанционного обучения не нужно покидать свое местожительство, дом, семью, родных, друзей, работу, а также оплачивать связанные с этим денежные расходы на дорогу, на проживание и прочее;
· дистанционнаяформа обучения уникальна для удалённых от центральных районов городов, где другие возможности обучения практически отсутствуют. Этот фактор часто имеет решающее значение для таких масштабных стран, как Россия или Украина;
· ярко выраженная практичность дистанционного обучения. Она достигается благодаря тому, что ученикам предоставляется больше выбора в последовательности изучения предметов, гибком темпе обучения, прямом общении с конкретным преподавателем, которому можно задавать вопросы именно о том, что интересует больше всего самого обучаемого;
· высокая мобильность дистанционного обучения. Мировой опыт показывает, что дистанционное обучение менее консервативно по отношению к вновь возникшим направлениям деятельности человека, нежели очное.